https://www.funkybird.ru/policymaker

Государственность Ирака вчера и сегодня

В багдадском издательстве «Мактабааднан» вышла монография «Иракская конституция в прошлом и настоящем (из истории конституционного развития Ирака)» профессора кафедры востоковедения МГИМО Марины Сапроновой. Это арабское издание одноименной книги, вышедшей на русском языке в 2006 году и впоследствии доработанное с учетом произошедших в стране изменений. На арабский язык монографию перевел известный иракский писатель и журналист Фалих Аль-Хумрани. Марина Анатольевна рассказывает о книге и о проблемах иракской государственности сегодня.

Книга прослеживает историю конституционного развития Ирака с 1924 года и до настоящего времени.

С момента принятия первой конституции Ирака 1924 года прошло чуть более восьмидесяти лет. Это довольно длинный период конституционного развития по меркам стран Ближнего Востока. И хотя конституция была принята под контролем Великобритании и, естественно, не была результатом волеизъявления иракского народа, она, тем не менее, стала не только одним из первых в арабском мире конституционных актов, но и одним из самых прогрессивных документов колониальной эпохи. Тот факт, что эта конституция действовала с перерывами свыше 30 лет (до 1958 года) — показатель того, что первоначально навязанная Ираку модель английского парламентаризма стала наиболее приемлемой в иракских условиях и сыграла важную роль в консолидации мозаичного полиэтнического общества.

Период самостоятельного республиканского конституционного становления и развития страны не обошелся без внутриполитических конфликтов. Их отражением являлись многочисленные военные перевороты, ожесточенная борьба за власть между группировками правящей элиты. В этот период конституционное развитие Ирака характеризовалось принятием временных, различных по своей сущности и содержанию конституций, с различным диапазоном гражданских прав и свобод, различной структурой высших органов государственной власти и системой управления, но с неизменной тенденцией усиления исполнительной власти в лице президента.

Этот период развития Ирака завершился установлением диктаторского режима Саддама Хусейна. Опираясь на свой семейный клан во властных структурах страны, Хусейн сформировал систему государственного управления, которая контролировала все сферы государственной и общественной жизни страны и непосредственно зависела только от президента. Руководствуясь поправками 1995 года к временной Конституции страны 1970 года, президент провел референдум и продлил свои полномочия еще на семь лет. Беспрецедентное голосование граждан за продление полномочий Хусейна (99% проголосовавших высказались положительно) еще раз подтвердило сущность установленного в Ираке тоталитарного режима.

Начало современному этапу конституционного развития Ирака было положено прямым вторжением в страну американских вооруженных формирований под предлогом борьбы с терроризмом и предотвращения возможного использования Ираком оружия массового поражения. Результатом такой акции явилось полное разрушение старой иракской государственности, ликвидация однопартийной структуры, арест и предание суду президента Саддама Хусейна.

Для формирования новой иракской государственности была разработана и проведена через всеобщий референдум конституция 2005 года.После этого началось формирование новых государственных структур.

Сейчас невозможно определить, насколько эффективны и действенны будут новые органы государственной власти и как будет дальше формироваться политическая система страны. Совершенно очевидно, что новая конституция, содержание которой имеет как определенные демократические черты, так и серьезные пробелы и недостатки, не может дать четкий ответ о будущем иракской государственности.

С момента принятия конституции 2005 года прошло семь лет. В марте 2010 г. население Ирака второй раз после падения режима Саддама Хусейна получило возможность провести выборы в парламент — это голосование многие аналитики рассматривали как «тест на демократию».

Действительно, на 325 депутатских кресел претендовали 6172 кандидата, представлявших 165 политических партий и 12 предвыборных блоков. В голосовании приняли участие около 12 млн иракцев, или 62,5% общего числа зарегистрированных избирателей, в том числе около 1,4 млн граждан Ирака, проживавших за рубежом. Однако итоги этих выборов не выявили очевидного победителя и стали началом длительного и трудного процесса создания новой правящей коалиции, продолжавшейся почти 10 месяцев, что осложнило и без того непростую политическую ситуацию в Ираке.

Американцы фактически вывели свой воинский контингент из этой страны, что должно способствовать достижению политической стабильности. Однако по мере ускорения процесса вывода из страны американских войск усиливали свою деятельность экстремистские группировки, что привело к росту числа совершаемых в стране терактов и вооруженных нападений. Остается неустойчивой и внутриполитическая ситуация в провинциях страны, где действуют политические силы, выступающие за предоставление автономии регионам и уменьшение их зависимости от багдадского правительства.

Иракская конституционная модель, чтобы доказать свою жизнеспособность, должна дать ответ на ключевой вопрос об устойчивости режимов подобного рода, с тем, чтобы обществу не пришлось решать одну и ту же дилемму: что лучше — безопасность и стабильность или демократия и свобода.

Пока ситуация в Ираке продолжает оставаться крайне сложной. Иракское общество переживает всеобъемлющий кризис. Оно должно одновременно пройти путь и экономического возрождения, и социальной перестройки, и внутриполитического строительства совершенно нового типа государства.