https://www.funkybird.ru/policymaker

Президент и Ваня

Для пояснения: Ваня – это простой человек, работает трактористом в сельской местности. Ему 55 лет. Работал и в годы советской власти в колхозе, так что все хорошо помнит – и колхозные времена, и историю перестройки, и введение рынка, и развал колхоза, и приход новых хозяев.

Президент – это глава государства. Выше по должности и по положению нет человека в стране. В данном случае мы говорим о России, но это относится и ко многим другим странам. Ваня же находится в самом низу социальной лестницы – сельский механизатор. Тракторист на стройке в городе или рабочий на заводе уже выше Вани в социальной иерархии.

Он знает об этом. Отец его тоже всю жизнь в колхозе отработал. После войны и до семидесятых годов в колхозе зарплату пылачивали не деньгами, а начисляли трудодни и на эти трудодни выдавали колхознику зерно и еще что-то, что было в закромах. А вот с деньгами было туго. Так вот все старались устроится на работу в район или в совхоз, потому что тогда платили зарплату деньгами.

А кохозник был в самом-самом низу. И уехать никуда не мог долгое время – паспорта забирали и не выдавали. Сейчас по телевизору показывают сутенеров за границей. Молодых девченок заманивают, отбирают паспорта, а потом заставляют заниматься проституцией. В рабство попадает человек. В колхозе, конечно, не занимались проституцией, но работать и жить приходилось в тех условиях, какие были. Это уже потом стали выдавать паспорта, молодежь стала уезжать в города и на стройки, насмотревшись на жизнь и мучения своих родителей.

Обо всем говорили Петро со своим сыном Иваном. Долгие это были разговоры: о порядках в колхозе, бесхозяйственности, несправедливости, о прежних зажиточных хуторских хозяйствах в этих местах и в целом о делах в государстве. Представляете, сидят мужики в деревенской избе, печка топится, выпивают за столом и ведут беседу о том, что колхозная система неэффективная, плохо управляемая, несправедливая. Люди не заинтересованы хорошо работать, что так долго страна не протянет. Заграница ушла далеко вперед. Слушал он и радио голоса про фермерские хозяйства, как там одна семья обрабатывала столько же земли, сколько они здесь всем колхозом не могли вовремя убрать, да посеять.

Людей в России давно-давно разделили на категории низсшие и высшие. Откуда эти названия «быдло», «деревня» и прочие? Эти деления настолько глубоко сидят в людях, что они с самого рождения считают, что они такие и есть и что такими они должны быть и были всегда. Верхние классы никогда не допускали низсшие к управлению и дележу пирога. Всегда считалось и допускалось, что высшие классы должны жить в хороших условиях, а низсшие классы могут жить в любых условиях.

Было принято, что высшие классы имеют всякое право (юридическое, моральное) управлять низсшими классами. При этом постепенно складывалось очень устойчивый и живучий стереотип о том, что низсшие не достойны большего, поскольку они ниже по уровню культуры и мышления, гражданскому сознанию и способностям. Мы видим на примерах всякого рода изображаемых деревенских людей на сцене. Это неизменно какие-то недоразвитые и тупоголовые люди, говорящие с большим акцентом. И это несмотря на то, что таких людей уже давно в деревне нет.

Неравенство в правах и отношении высших классов к низсшим, несвобода в реализации своих талантов и способностей является основной причиной тормоза в развитии России. Это на самом деле вековой тормоз. Поэтому засилие монополий, невозможность свободного предпринимательства есть проявления того же прежнего диктата и засилия.

Что явилось причиной и основным стимулом прогресса в Америке, например? Равенство людей не только в их сознании и понимании проблем, но и равенство социальное, общественное. Они все имели равные гражданские права и могли в равной степени влиять на окружающий их мир. Джордж Вашингтон был неграмотным фермером, а стал первым президентом США и главнокомандующим американской армией, разбившей англичан. Неграмотный фермер имел такие таланты, что он был в состоянии управлять страной. А мы по-прежнему говорим пренебрежительно «деревня», «быдло» и так далее.

Если представить, сколько Джорджей Вашингтонов не состоялось в России, то мы поймем степень засилия и закрепощения людей в стране на протяжении веков. Если бы люди имели равные общественные возможности для развития и реализации своих способностей, то Россия была бы такая же как Америка: такие же дороги, такие же самолеты, такие же фермы, такие же авианосцы, такие же университеты. А многое могло бы быть лучше. И все это сделали бы наши талантливые люди. Что поставило заслон для осуществления этой вполне реальной и посильной задачи? Причина в чудовищном закрепощении людей и социальном неравенстве.

Эти пережитки и социальное неравенство все еще живут в сознании и политике наших руководителей. Путин до сих пор не верил в зрелость гражданского общества. То есть он до сих пор не верил в гражданское правосознание своего собственного народа. Это космическое заблуждение. Так не понимать свой собственный народ. Это совершенно явное отношение представителя высшего класса к низсшему, исходя из махровых стереотипов прошлого. Очень странно для такого образованного человека и опытного политика.

В России сложилось вопиющее неравенство людей, в том числе и в период советской власти. Крестьяне были никем, не имели никаких прав. Рабочие были классом повыше. Интеллигенция, особенно творческая, пользовалась привилегиями. Военные – это отдельное сословие. Наверху был партийный аппарат. Между всеми этими сословиями была огромная разница. Да, можно было перейти из одного сословия в другое. Но дистанция между ними была большая. Даже районные чиновники были очень далеко от окружавших их жителей деревень. Районный чиновник – это был бог и царь. Он мог все – дать или не дать, забрать или не забрать, осудить или не осудить. А что уж там говорить про начальство в губернских городах – это вообще как до луны.

Так вот мышление и сознание деревенского мужика, несмотря ни на что, было вровень с президентским, а права его всегда были несравнимыми даже с районными чиновниками. Вот это и есть та самая причина, которая всегда тормозила развитие России. Возможности человека, его огромный талант никогда не был востребован в России и пропадал. Сотни лет эти таланты уходили в землю вместе с его носителями. Новые люди снова переживали за страну и снова могли бы сделать ее процветающей, но так и не дошло до этого дела.

И в новое время картина такая же. Теперь уже Иван сидит со своим сыном за столом и судачит про дела в деревне, районе и стране. Говорит очень дельные и толковые вещи. Душа за все болит. А не может он, как и другие в течение сотен лет, проявить свой патриотизм в жизни. А все потому, что мышлением он обладает президентским, а возможностями влияния сейчас еще меньше, чем при советской власти.

Однако в отличие от прежних времен, когда отдельные населенные пункты были изолированы друг от друга, различные классы были изолированы и разобщены, новый век информаицонных технологий все эти границы стирает. И что же происходит? Постепенно люди начинают понимать, что они все, независимо от места жительства и места работы, национальности и веры, языка и образования – все они имеют равные права. Люди начинают понимать, что президент и простой человек из деревни это прежде всего граждане одной страны. Если раньше они были в разных мирах, недосягаемых друг для друга, то сейчас этот мир резко сузился и открыл для человека ту истину, что он такой же как любой другой – будь то президент, министр или олигарх.

И если раньше человеку даже в голову не приходило, что он может на что-то повлиять или в чем-то участвовать, то сейчас он начинает понимать, что он имеет право на свое слово в этой стране и государстве. Он начинает все яснее и яснее осознавать, что всю его прежнюю жизнь его страной, его районом, его землей распоряжались другие. И сегодня кто-то принимает решения. Кто-то выходит на митинги и призывает сменить власть. И все это делается от его имени, от имени, якобы, народа. А кто их уполномачивал? Никто. Они сами хотят власти. А олигархи откуда взялись? Кто им отдал земли, недра, никель, руду, золото, нефть?

Это же все и Ване принадлежит. Это же все принадлежит и другим таким же простым людям. Это же все не абстрактному народу принадлежит, а вполне реальным ваням и петям и их детям и внукам. А они до сих пор не имели никакого права, никакого слова в распределении этих богатств и вообще в определении политики в стране.

Но приходит время, когда люди больше не будут позволять делать все от их имени и без их согласия. Кто сейчас все решает? Вот про Путина говорят, про Медведева говорят. Снова про Немцова стали гворить. Вот какой-то Навальный появился. А где же народ-то России? Почему от его имени все все говорят и за что-то борятся? А народ живет и смотрит на все эти марши или фарши и удивляется.

Власть по Конституции принадлежит всему народу России. Пора народу принимать решения о своей стране, о своих недрах и своем государственном устройстве. Вот сейчас готовится новая приватизация – и опять тихо, шито, крыто. Пришли, уселись в кресла и говорят, что надо приватизировать. Это в интересах демонополизации и так далее. Извините, господа, но чтобы создать конкуренцию, не нужно у народа отнимать его недра и засовывать их себе в карман. Чубайс уже приватизировал государственную энергетическую компанию. В результате появились новые миллиардеры. А почему это они стали миллиардерами? Почему приватизация неизменно приводит к формированию олигархии, а не к росту благосостояния народа? Почему хозяин страны, народ, ничего не получает от приватизации народной собственности? Получается не приватизация народом, а лишение народа и страны собственности. У народа собственность отнимают и присваивают лично себе. И если раньше она работала на все государство, то теперь будет обслуживать только несколько человек.

Власти не хотят решать вечный вопрос в России – дать народу такие же права, какие они имеют сами и какие власти всегда имели в России, а народ не имел никогда за всю ее историю. Но времена неизменно меняются в ту сторону, что народ, который уже давно дорос до президентского мышления, наконец поймет свою роль в обществе и жизни страны. Он все-таки выйдет из своей темницы, осознает свои права как хозяина государства и своей земли и потребует участия в управлении всеми делами страны. Президент и Ваня должны не только мыслить как граждане, но и иметь одинаковые гражданские права в России.