https://www.funkybird.ru/policymaker

Что решили на саммите «двадцатки» в Мексике?

Тема европейского кризиса стала также предметом переговоров на саммите «большой двадцатки», который прошел на этой неделе в Мексике. В следующий раз «двадцатка» соберется в Петербурге — председательство в этом клубе ведущих мировых держав переходит к России. Члены «двадцатки» приняли решение о выделении дополнительных средств в Международный валютный фонд для противодействия возникающим кризисам. Не менее важными оказались и двусторонние переговоры лидеров.

Дорога на саммит «большой двадцатки» в мексиканский Лос-Кабос сильно смахивает на фронтовую. Выжженный палящим солнцем скудный пейзаж так и норовит уколоть шипами метровых кактусов и заградительной проволокой, натянутой по ходу движения транспорта. Окопы с солдатами национальной армии и усиленные посты федеральной полиции Мексики совсем не вписываются в образ элитного курорта на самом западном берегу страны.

Хозяйка встречи лидеров крупнейших экономик мира решила не испытывать судьбу. Солнце, море, пляж — все замечательно, но в регионе, постоянно раздираемом междоусобной войной наркокартелей, проведение саммита подобного уровня потребовало серьезной подготовки и чрезвычайных мер безопасности.

Мексиканский курорт Лос-Кабос принимает высоких гостей не в первый раз. В 2002-м здесь проходил саммит АТЭС, но встреча «большой двадцатки» проводится в момент, когда решается экономическое будущее не столько стран Тихоокеанского региона, сколько далекой отсюда Европы. Старый и Новый Свет, может, и разделяют тысячи километров водной глади, но глобальная экономика не знает границ. И финансовый шторм, раздирающий в наши дни Европейский союз, очень скоро может добрать и до этих берегов.

Целая и финансово стабильная Европа, разумеется, приоритет для всех участников форума. Стратегических разногласий нет, чего не скажешь о тактике. А тут единства как не было, так и нет. Спор по-прежнему между «затянуть пояса» и «придется раскошелиться». Германия и Британия — сторонники жестких фискальных мер и сокращения госрасходов, последние два года упорно пытаются доказать: американская модель стимулирования экономики для Европы — не панацея. Избавиться от кризиса поможет только финансовая диета. Долги и так слишком высоки. Желание французских социалистов во главе президентом Олландом решить проблему за счет богатых — 75% налога с каждого, кто зарабатывает в год больше миллиона евро — у британского премьера Кэмерона вызывает нескрываемое раздражение.

«Я уже говорил раньше, что если французы хотят ввести 75% налога, мы раскатаем красную дорожку и скажем: добро пожаловать французскому бизнесу в Британию. Они будут работать и платить налоги у нас, а мы используем эти деньги на британское здравоохранение, школы и в других областях», — сказал премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон.

Тонкий английский юмор в Елисейском дворце не оценили, заявив, что никто никуда не побежит, а от предвыборных обещаний новая французская власть отказываться не намерена. Заседания велись в закрытом режиме, на камеру политики улыбались, изо всех сил делали вид, что все замечательно, но их выдали суровые лица. Порой нервозность выливалась в резкие колкие заявления. Главный чиновник Брюсселя, председатель Еврокомиссии Баррозу в итоге сорвался, устав от нравоучений и советов, как избежать конца Старого Света.

«Откровенно говоря, мы приехали сюда не для того, чтобы слушать лекции по вопросам демократии или того, как управлять экономикой», — сказал Жозе Мануэль Баррозу.

Для Владимира Путина поездка в Лос-Кабос — первый крупный международный форум после избрания его Президентом. Общение с лидерами иностранных государств на полях саммита — традиционный формат для форума подобного уровня. У Путина таких встреч было 8, но самой заметной и самой ожидаемой, смело можно назвать двухчасовые переговоры президентов России и США. Путин и Обама встречаются второй раз, в 2009-м они разговаривали во время официального визита главы Белого Дома в Москву. Вопросы, по которым Москва и Вашингтон ведут диалог уже не первый год, прекрасно известны. Позиции сторон по многим из них совпадают, только способы решения зачастую разные. После двухчасовых переговоров оба лидерами появились перед объективами теле- и фото камер. В заявлении для прессы президенты были подчеркнуто корректны и говорили в основном о «точках соприкосновения».

«Мы смогли поговорить и по вопросам безопасности, обсудили вопросы двусторонних экономических отношений. Мы поговорили и о международных проблемах, включая и сирийскую. На мой взгляд, мы нашли много точек соприкосновения по всем этим вопросам и продолжим наши контакты — и личные, и на уровне наших экспертов, министров», — заявил Владимир Путин.

«За последние 3 года Соединенные Штаты и Россия достигли значительного прогресса по целому ряду направлений. В частности, речь может идти о новом Договоре об СНВ, кроме того, была проделана большая работа, которая привела к вступлению России в ВТО. Мы согласились в том, что необходимо отталкиваться от этих наработок, несмотря на то, что существуют определенные вопросы, по которым у нас есть разногласия», — сказал Барак Обама.

Белый Дом активно поддерживал вступление России в ВТО, а теперь пытается как можно быстрее навести порядок в своих законах, оставшихся еще со времен холодной войны. Среди них поправка Джексона-Вэнника, которая будет только мешать американскому бизнесу. Конгресс США готов ее отменить при условии принятия нового документа — «Списка Магнитского». Закон запрещает въезд в США и вводит экономические санкции в отношении ряда высокопоставленных российских чиновников и сотрудников силовых ведомств. Кремль считает закон политическим инструментом давления на Россию, вмешательством в ее внутренние дела и грозит ответными мерами.

Планы размещения американской системы ПРО в Европе так и остались нерешенной проблемой, в совместном заявлении по итогам встречи эта тема не упоминается. Москва считает, что система угрожает интересам России и подрывает стратегический баланс сил в регионе. Письменные юридические гарантии, что это не так, Вашингтон до сих не дал. Результаты американских президентских выборов в ноябре так же вряд ли что-то изменят.

«Думаю, что проблема ПРО не будет решена вне зависимости от того, будет переизбран Обама или не будет. Соединённые Штаты идут по пути создания своей собственной системы противоракетной обороны уже не один год. Я пока не вижу ничего, что могло бы изменить их подходов. Я считаю, что кардинально можно было бы изменить ситуацию только в том случае, если бы Соединённые Штаты согласились с нашим предложением: оно заключается в том, чтобы мы — и Россия, и Соединённые Штаты, и Европа — были бы равноправными участниками этого процесса», — считает Владимир Путин.

Самым сложным вопросом последнего времени между двумя странами остается сирийский конфликт. Гражданскую войну, которая длится там уже фактически больше год, не удается остановить. Принципиальная позиция России о недопустимости силового, недипломатического варианта, в обход решений ООН, прекрасна известна. Москва желает усадить все стороны конфликта за стол переговоров — точка зрения, с которой, по словам главы МИД Сергея Лаврова, Обама согласился на переговорах. Ведущие мировые издания еще до начала встречи двух президентов писали, что прорыва не будет. По Сирии у двух стран принципиально разные подходы.

Путин и Обама признали, что посвятили сирийской проблеме большую часть своей встречи. В совместном официальном заявлении особо подчеркнуто, что сирийский народ должен иметь возможность самостоятельно демократическим путем выбирать свое будущее. Слов о том, что президент Сирии Башар Асад должен уйти, журналисты в документе так и не увидели.

«Мы знаем, что часть сирийского народа, которая представлена вооружённой оппозицией, хотела бы, чтобы Президент Асад ушёл. Но, во-первых, это ещё не весь сирийский народ. А во-вторых, и это самое главное, что я хочу сказать, важно, чтобы произошла не просто смена режима, а важно добиться такой ситуации, чтобы после смены власти, если она произойдёт, а произойти она должна только конституционным путём, чтобы после этого в стране наступил мир и прекратилось кровопролитие», — подчеркнул российский Президент.

Подводя итоги двухдневной работы «большой двадцатки» в Лос-Кабосе каждый глава государства или правительства заявил, что покидает Мексику с верой в лучшее, с осторожным, но все же оптимизмом. Детальный план решения проблем еврозоны будет представлен после специального заседания в Брюсселе уже на следующей неделе.