https://www.funkybird.ru/policymaker

Путинская внешняя политика рождает чудовищ

В моей предыдущей статье речь шла о том, что путинские представления о мироустройстве создают проблемы для России на международной арене. Прошло трое суток, и внешнеполитический курс нашей страны обогатился новым приоритетом. Помимо яростной защиты ближневосточных диктаторов и отчаянной борьбы с американской ПРО, Москва еще озаботилась запихиванием Финляндии в НАТО.

Насколько я понимаю, последние лет двадцать в этой соседней стране идет чрезвычайно вялая дискуссия относительно того, стоит или нет присоединяться к Североатлантическому альянсу. Значительная часть финского общества вполне разделяет идею о ценности нейтралитета. На самом деле Финляндия давно нашла свое место в системе мировой и европейской безопасности и без вступления в НАТО. Военные контингенты Финляндии входят в коалиционные силы в Афганистане, до этого входили в состав миротворческих сил в Косово.

Но вот Москва взяла курс на то, чтобы общественное мнение этой страны обязательно склонилось к вступлению в Североатлантический альянс. Первым был начальник Генерального штаба Николай Макаров. Недели три назад, выступая в Хельсинском университете перед слушателями курсов обороны, наш генерал поведал, что сотрудничество России с НАТО — полезно, а сотрудничество с альянсом Финляндии, наоборот, вредно.

Оказывается, это самое сотрудничество угрожает российской безопасности. Ведь «содействие Финляндией расширению действий НАТО в Арктике — значительный фактор, который затрудняет развитие отношений». Среди других подобных факторов Николай Макаров припомнил участие Финляндии в учениях НАТО, на которых отрабатываются не только оборонительные действия, но и пролеты ВВС на 10-километровом удалении от территории РФ

И маневры, которые проводит 30-тысячная финская армия, далеко не всегда преследуют цели обороны. Макаров демонстрировал какие-то карты, из которых следовало, что Финляндия находится в сфере российского влияния. Список претензий заключало заявление, что финские власти поддерживают грузинский реваншизм…

Маленькая Суоми заволновалась. Комментарии политиков варьировались в зависимости от положения и темперамента. Финский президент Саули Ниинистё вежливо предположил, что генерал Макаров недостаточно хорошо информирован о политике Финляндии, что привело его к неверным выводам. А вот министр оборон Стефан Валлин заявил, что Финляндия самостоятельно принимает решения о своем отношении к НАТО.

В конце концов, все сошлись на том, что заявление Макарова не отражает российской политики. Все, мол, выяснится в ближайшее время в ходе встречи российского и финского президентов. И вот дождались. На вполне ожидаемый вопрос относительно выступления Макарова Путин дал предельно ясный ответ: «Я думаю, что участие любой страны в военных блоках в известной степени лишает её части суверенитета, и часть этого суверенитета отдаётся на уровень международной организации…

В случае вступления Финляндии в НАТО, часть решений будет передана в эту организацию. Если, допустим, встанет вопрос о размещении каких-то ракетных ударных комплексов или ещё чего-то, что может угрожать нашей безопасности, то это, конечно, будет вызывать ответную реакцию со стороны России, а Финляндия нам … скажет, а мы ничего не можем сделать. Но ответные меры России будут обеспечены. Зачем нам это нужно?» То есть глава вроде бы великой державы в ответ на вполне конкретный вопрос нагромоздил многоэтажную конструкцию из нескольких гипотетических конструкции: «если Финляндия вступит в НАТО…», «если НАТО после этого примет решение разместить ракеты на финской территории…».

Российский президент предельно понятно рассказал о своем, путинском, представлении о мироустройстве, об ограниченном суверенитете малых государств, о гипотетическом размещении ракет и неизбежных ответных мерах. По всей видимости, он хотел таким образом напугать миролюбивых финнов и отвратить их от мысли вступить в злокозненную НАТО, куда они в действительности вступать еще недавно не очень хотели.

Однако сегодня перед ними во всей полноте встал непростой вопрос: как обеспечить безопасность своей страны, соседствующей с ядерной державой, у лидеров которой весьма, мягко говоря, экзотические представления об окружающем мире. И может статься финны решат: натовский зонтик безопасности — наиболее разумный выход. В этом случае можно будет уверенно констатировать: Путин В.В. сделал все возможное, чтобы Финляндия захотела в НАТО.