https://www.funkybird.ru/policymaker

Сможет ли Сирия противостоять силам НАТО?

События в Сирии развиваются во все более накаленной атмосфере, и, кажется, недалек тот час, когда внешнее вмешательство в дела страны станет неизбежным. По сценарию вооруженных конфликтов последних десятилетий, военные операции могут начаться с ракетных и авиационных ударов.

Однако стоит учесть, что воздушное пространство Сирии защищает более мощная ПВО, чем, к примеру, противостояла силам НАТО в Ливии. Собственно, сирийская ПВО самая сильная в арабском регионе и по концентрации сил не уступает многим развитым в военном плане державам.

Пояс защиты с воздуха состоит из 900 зенитно-ракетных комплексов, также на вооружении находится 4 тысячи зенитных орудий 23-100-миллиметрового калибра и 400 истребителей ВВС. Но при внушительном количестве оборонительных средств их качество часто желает лучшего, так как около 80% зенитно-ракетного вооружения составляют устаревшие образцы военной техники. Но при всем при этом как минимум 200 ЗРК игнорировать явно не стоит. Если старая техника представлена «Кубом», «Осой», С-125 и С-75, то 48 ЗРК «Бук М1» и «Бук М2» представляют серьезную угрозу. Их эффективность испробовали на себе российские ВВС при столкновениях в Грузии в 2008 году, когда основной ущерб авиации нанесли именно они. К слову сказать, именно Россия поставила в 2007 году Сирии ракетные комплексы «Бук М2», что заметно усилило сирийскую ПВО.

Кроме того, имеющиеся комплексы большой дальности действия С-200 «Ангара», а, возможно, еще «Дубна» и «Вега», по мнению экспертов НАТО, фактически неуязвимы для противника и доказали свою боевую эффективность во время американо-ливийского конфликта 1986 года «Пожар в прерии», и в 1982 году в Сирии. Еще стоить учесть 48 ЗРК С-300, 50 ЗРК «Панцирь С1», полученных от Белоруссии.

Что касается авиации, то Сирия располагает 60 МиГ-29 последней модификации, 30 перехватчиков МиГ-25 и несколько более ранних моделей этой техники. Этого явно недостаточно для противостояния силам ВМС и ВВС НАТО. Не зря во время своего президентства Башар Асад множество раз просил Россию продать перехватчики МиГ-31Э. Последней пришлось отказаться от сделки под давлением США и Израиля. Отдавая себе отчет в том, что силы потенциальных противников будут значительно превосходить сирийскую авиацию, президент постарался сделать все возможное, чтобы укрепить свою противовоздушную оборону.

Ее единственно уязвимым местом эксперты считают радиотехнические войска, имеющие на вооружении морально устаревшие РЛС — радиолокационные станции, делающие ПВО страны «слепыми» и «глухими».

Если нападение на Сирию все же состоится, то оно повторит отработанный в 1991–1999 годах сценарий американского вторжения: сотни управляемых авиабомб и крылатых ракет будут поражать аэродромы, электростанции, центры управления связи, РЛС, склады, штабы, прочие стратегические цели.

Несмотря на прочную ПВО, Сирии придется нелегко, ведь знаменитые «Панцири» имеют малую дальность поражения цели на расстоянии до 20 километров, а то время как управляемые авиабомбы НАТО рассчитаны на дальность до 70 километров. Противник может уничтожать цели на территории Сирии, даже не приближаясь к ее воздушному пространству, что позволит избежать потерь.

«Буки», С-200 и С-300 имеют прекрасные характеристики, однако имеют слабую мобильность: им требуется время для изменения позиций, что делает их легкой мишенью для противника.

Дополнительным преимуществом сирийцев может служить разве что особый рельеф местности: в горной и холмистой территории значительно труднее выводить из строя ПВО, по крайней мере, куда труднее, чем в Ливии. Это сулит большие потери авиации и затраты, превышающие издержки ливийской кампании. Силы захвата должны быть практически равными действовавшим на Балканах.

В любом случае, столкновение американской и сирийской армии будет крайне тяжелым. Даже несмотря на то, что войска НАТО более многочисленны и накопили серьезный опыт в других странах, Сирия, со своей ПВО и подготовкой бойцов может оказать такое сопротивление и нанести такой урон, что США может отказаться от продолжения вторжения.

Осталось полагаться на изобретательность противников Башара Асада, пригласивших в регион силы НАТО. Хотя для США «восстановление справедливости» и прочая революционная идеология вряд ли что-то значат. Ведь, укрепив свои позиции в Сирии, НАТО ликвидирует сильного иранского союзника и окажется практически у его границ. Для Запада это очень заманчиво.