https://www.funkybird.ru/policymaker

Если бы учёные передали чертежи США или Израилю

Ученые типа «шпионы» якобы «за измену Родине» получили 12 лет колонии. И это только начало гонений на науку.

Петербургский городской суд огласил приговор в отношении двух профессоров БГТУ имени Д. Ф. Устинова Евгения Афанасьева и Святослава Бобышева. Суд пришел к мнению, что ученые все же разгласили секретные сведения, являющиеся гостайной, и тем самым совершили инкриминируемую им измену Родине.

Последнее заседание по этому делу началось с опозданием. Однако вопреки ходившим слухам о том, что суд ограничится зачитыванием только резолютивной части приговора, публика и журналисты смогли полностью ознакомиться с сутью того, в чем, собственно, обвинялись двое ученых.

Сотрудники Военмеха Евгений Афанасьев и Святослав Бобышев обвинялись по ст. 275 УК РФ (совершение государственной измены в форме выдачи государственной тайны). Федеральная служба безопасности посчитала, что кроме текстов лекций при поездках в Народную Китайскую Республику ученые перевозили технические данные ракетно-стратегического комплекса «Булава-3». Судебное следствие проходило в закрытом режиме. В процессе участвовали только защитники, государственный обвинитель и коллегия судей, имеющих специальный допуск к делам, имеющим секретные сведения. Родственники и публика на слушания не допускались.

Вкратце дело обстояло следующим образом. Как считала сторона обвинения и как было установлено во время судебного следствия во время одной из своих поездок в Китай (а ездили практически каждый год, начиная с 2001-го), Бобышев и Афанасьев познакомились там с тремя китайскими товарищами: Ван Линем, Моу Цзи Линем и барышней Ван Янь, переводчицей, которая представилась им как «Вера».

По мнению следствия, в 2009 году они передали им отчеты и исследования по комплексу «Булава-3» в ущерб внешней безопасности России. Переданные данные включали в себя анализ экспериментальных данных, динамику движения снаряда, сведения о работе механизмов, данные о подводном старте ракеты и другие технически тонкие моменты.

Во время одной из поездок «Вера» передала им список вопросов, якобы для составления материалов лекций на темы, интересующие слушателей Харбинского политехнического университета. Некоторые вопросы напрямую касались тактико-технических данных комплексов «Искандер», «Булава».

Как было доказано в суде, Афанасьев и Бобышев вывезли за пределы России сведения, составляющие государственную тайну, на ноутбуке Афанасьева и флеш-карте Бобышева (файлы дублировали друг друга) и передали ее за 7 тысяч долларов США представителям иностранного государства.

Сами ученые свою вину не признали ни на следствии, ни на суде, заявив, что никаких сведений, составляющих именно гостайну, они не передавали, а выполнили лишь научную работу и составили отчет. О том, что сведения, которые они передали китайцам, составляют секреты Родины, они узнали лишь тогда, когда стали фигурантами уголовного дела.

Суд же посчитал, что представленные доказательства опровергают версию ученых. Согласно документу, представленному из специального отдела БГТУ (Военмеха), оба сотрудника подписывали договор в 2005 году о допуске к совершенно секретным сведениям. Комиссия экспертов установила, что «вопросы для лекций» и научные материалы, представленные ими в Китае, аналогичны отчетам об испытаниях ракетного комплекса «Булава-3», подлежат засекречиванию и составляют государственную тайну. Разглашение этих данных (например, динамика движения ракеты в воде) приводит к тому, что ракету будет легко вычислить, когда она выйдет на боевой курс, что нарушает обороноспособность страны.

Пикантности этой шпионской истории добавили показания некоего товарища (в приговоре он назывался «свидетель под псевдонимом Иванов»), согласно которым товарищи Ван Линь, Моу Цзи Линь и переводчица «Вера» (Ван Янь) являются никем иным, как служащими Национально-освободительной армии Китая, а точнее, сотрудниками корпуса научно-военной разведки.

Кроме того, суд привел в качестве доказательства вины подсудимых первоначальные показания Афанасьева и Бобышева, данные ими на стадии предварительного следствия. Оба признались, что с самого начала заподозрили, что трое китайских товарищей не те, за кого себя выдают.

В конечном итоге суд пришел к выводу, что оба ученых прекрасно понимали общественно опасный характер своих действий, состояние обороноспособности и защищенности РФ и тем самым совершили единое умышленное деяние, передав сведения иностранным гражданам, признал их виновными в инкриминируемом преступлении и приговорил Евгения Афанасьева к 12 годам и 6 месяцам лишения свободы, а Святослава Бобышева — к 12 годам. Оба будут отбывать свое наказание в колонии строгого режима.

Уже после окончания оглашения приговора стало известно, что их защитники обжалуют приговор Городского суда в вышестоящей инстанции. Ученые и преподаватели (друзья и товарищи подсудимых), присутствовавшие на приговоре, слушали речь председательствующего судьи с недоверием и презрительно реагировали каждый раз, когда речь заходила о технических моментах этого сложного дела, впоследствии заявив журналистам, что, по их мнению, это начало гонений на науку.