https://www.funkybird.ru/policymaker

Миграционная пустышка: оставить все как есть, ничего не меняя

Президент России Владимир Путин недавно утвердил Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Документ посвящен весьма болезненной теме: не секрет, что ситуация с трудовыми мигрантами, значительная часть которых находится на территории России нелегально, является фактором, дестабилизирующим наше общество. Что же предлагает для решения этого непростого вопроса российская бюрократия? И как она видит саму проблему?

В констатирующей части концепции говорится, что переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов. А привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является даже необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития.

Увы, мы не умеем учиться на чужих ошибках. Уже абсолютно ясно, каковы последствия внедрения в жизнь идеи решения демографических проблем с помощью активного привлечения мигрантов. Бунты деклассированной молодежи из иммигрантских семей во Франции. Требования оказавшихся в некоторых районах Бельгии в большинстве иммигрантских общин о фактическом введении в европейской стране законов шариата. Травля немецких детей в школах, где дети выходцев из Турции имеют численное преимущество. Российская власть готова получить и расхлебывать эти проблемы? Между прочим, они, пусть и в смягченном виде, уже есть в нашей стране.

Нельзя пройти и мимо идеи привлечения из-за рубежа квалифицированной рабочей силы. «В современных условиях, – пишут авторы концепции, – миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние в принимающих странах. Не случайно конкуренция за привлечение таких работников имеет международный масштаб. Одна из стратегических задач – создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе».

Кого, простите, мы привлекаем, на самом деле? Индийских программистов, по каким-то причинам не устроившихся в США? Выпускников престижных мировых университетов, готовых сделать карьеру в не слишком развитой стране? Квалифицированных рабочих из бывших соцстран? Нет. Пока что мы видим лишь дворников, чернорабочих, да работников рынка и общепита из республик бывшего СССР.

Статистика прибывающих к нам иммигрантов такова: в 2010 году среди трудовых мигрантов 31 % приходился на выходцев из Узбекистана, 16,4 % – Таджикистана и 7 % – Киргизии. По данным Лаборатории геополитических исследований, значительная часть этих мигрантов приезжает в Россию по оргнабору на заранее известные рабочие места, чаще всего в коммунальном хозяйстве или строительстве, порядка трети – это сезонные работники, не более 20 % мигрантов из Средней Азии хотели бы остаться в России.

Количество желающих переместиться из Украины в Россию постоянно уменьшается
Иная картина с гражданами Украины, которых в качестве мигрантов у нас воспринимают главным образом сотрудники ФМС и МВД. На их долю в 2010 году приходилось 10,2 % трудовых мигрантов (в 2005 году – 20,2 %, а еще пятью годами раньше – более 30 %). Зато половина из них фактически постоянно живет в России и хотела бы получить гражданство. Эти люди, в основном выходцы из восточных районов Украины, прекрасно знают русский язык (для большинства из них он родной) и российские обычаи. Но, как мы видим, количество желающих переместиться из Украины в Россию постоянно уменьшается.

Однако наиболее характерны для российской миграционной политики попытки вернуть на историческую родину многотысячную армию соотечественников – россиян, оказавшихся после распада СССР в других независимых государствах или эмигрировавших на Запад. В тексте концепции среди основных направлений государственной миграционной политики эта проблема стоит под первым номером: «Содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и возвращению эмигрантов; реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, ее модернизация и придание ей бессрочного характера».

Напомним: это отнюдь не первая попытка вернуть в Россию соотечественников. Самая «удачная» из них пришлась на 90-е годы, когда никого не надо было заманивать калачом – из целого ряда республик бывшего СССР русскоязычные граждане просто бежали в Россию, фактически изгоняемые представителями титульной нации. Люди приезжали сюда, селились общинами, боролись за свои права с местными чиновниками. Увы, часть из них проследовала затем в западном направлении за российские границы. И это были наиболее предприимчивые и квалифицированные люди.

Автору этих строк довелось в свое время беседовать с предпринимателем, приехавшим в Россию, наладившим здесь бизнес и уезжавшим из страны в Чехию. Он жаловался на чиновничий беспредел, на ненависть, которую вызывал у соседей тем, что работал по 16 часов в сутки, но зато хорошо зарабатывал, на несовершенство и несоблюдение законов. А в Чехии, где в то время у него тоже уже был свой бизнес, по его словам, все спокойно, все доброжелательны, законы исполняются, а представители местных властей не ищут, за что бы потребовать с тебя взятку.

Одной из последних попыток стала программа привлечения соотечественников, начавшаяся в 2007 году. Мониторингом ее занимался Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. Вот, что рассказывал руководивший в то время этим проектом в НИСИППе Николай Смирнов: «Готовы воспользоваться этой программой очень многие соотечественники. Сейчас их количество составляет примерно 40 тысяч человек – тех, кто хочет в ближайшее время участвовать в Госпрограмме. При этом около 15 тысяч человек подали заявления, которые на текущий момент находятся на стадии рассмотрения. В настоящее время в Россию переехало уже около 4,5 тысяч непосредственных участников Госпрограммы и где-то около 5 тысяч членов их семей. Итого более 9,5 тысяч человек». Речь шла о первых двух годах реализации программы. При этом право на участие в программе имели несколько сотен тысяч человек.

Увы, уже тогда, анализируя ситуацию, эксперты НИСИППа отмечали, что сразу же был выявлен ряд проблем, мешающих переезду соотечественников в Россию. Первая из них – проблема занятости: число востребованных профессий в принимающих регионах (в проекте участвовали 12 регионов, причем Новосибирская область очень быстро из него вышла) ограничено, и каждый регион ждет только представителей необходимых ему профессий. Поэтому по каждому конкретному адресу должны приезжать люди, имеющие профессии, указанные в соответствующих списках. А многие соотечественники, желающие перебраться в Россию, указывают в анкетах профессии, совсем не подходящие под потребности региона.

Но наиболее значимая для переселенцев проблема (впрочем, как и для многих граждан России) – это жилье. Приезжающий к нам из-за границы соотечественник – не зажиточный господин, готовый немедленно купить дорогую квартиру или еще более дорогой коттедж. У него, как правило, денег хватает на обеспечение себя и своей семьи в течение ближайших месяцев, не более.

Утвержденная концепция – это слишком расплывчатый и пустой документ
В государственной программе был предусмотрен механизм компенсации: человек получал через некоторое время после приезда подъемные, компенсировали ему и транспортные расходы. Для того, чтобы дать возможность соотечественнику как-то обеспечить себя жильем, создавались центры временного размещения, общежития. Однако это не решало проблему, а дело доходило до анекдотических ситуаций: в Калининграде (этот регион пользовался у приезжающих наибольшей популярностью) приехавшие первыми соотечественники, по сути, захватили центр временного размещения, превратив его в свое постоянное жилье.

А затем приехавшие начали уезжать за границу. Все это говорило об одном: программа переселения была не продумана и не подготовлена, как следует. Увы, принятая только что концепция тоже изобилует в основном общими словами.

Ситуация в этой сфере настолько сложная, что Госдума даже приняла на этой неделе специальное заявление «Об усилении работы с соотечественниками за рубежом и о расширении гуманитарного влияния России в преддверии создания Евразийского экономического союза». Причем, в данном вопросе все фракции нижней палаты проявили редкое единодушие. Как отметил, выступая перед депутатами, лидер «эсеров» Сергей Миронов, программа переселения соотечественников «полностью провалена».

Безусловно, мы рассмотрели лишь небольшую часть вопросов, связанных с миграционной политикой. Есть еще моменты, связанные со странностями нашего закона о гражданстве, с жадностью отечественного бизнеса, завозящего тысячи людей из республик Средней Азии в качестве малоквалифицированной и низкооплачиваемой рабочей силы. Есть труднообозримая проблема нелегальной миграции и проблема сопутствующей ей коррупции. Есть проблемы адаптации приезжих в российскую социальную и культурную среду. Есть, наконец, включенная в концепцию проблема внутренней миграции, решаемая у нас в стране просто отвратительно.

Утвержденная президентом концепция не дает реальных ответов на самые насущные вопросы, связанные с миграцией. Это слишком расплывчатый и слишком пустой документ. За его бюрократическими формулировками можно увидеть лишь одно основное стремление – оставить все, как есть. Пусть в России будут толпы нелегалов, кормильцев сотрудников местных УВД. Пусть соотечественники живут где угодно и как угодно. Пусть будет выгоднее взять на работу трех гастарбайтеров, чем одного местного безработного. Главное, чтобы сохранилась удобная и очень выгодная многим чиновникам система.