https://www.funkybird.ru/policymaker

Прекрасная идея кремлевского мечтателя

Идею единого пенсионного пространства стран СНГ эксперты считают утопией.

Глава созданного на днях Управления президента РФ по социально-экономическому сотрудничеству со странами СНГ, Абхазией и Южной Осетией Юрий Воронин выступил с заявлением, всколыхнувшим государства бывшего СССР. Он сообщил, что одной из задач его ведомства является создание единого пенсионного пространства на территории СНГ. Насколько выполнима эта задача? Готовы ли государства ради интеграции пойти на корректировку своих пенсионных законодательств? И кто из субъектов СНГ выиграет, а кто проиграет от реализации данной инициативы? И чем, в конце концов, все это закончится? На эти вопросы попытались ответить эксперты из России, Украины, Молдавии и Армении.

Каковы перспективы?

Первый заместитель председателя комитета по бюджету Верховной Рады Украины Владислав Лукьянов считает, что ничего нового в предложении г-на Воронина нет. Несколько лет назад страны СНГ уже подписали соответствующий документ по этому поводу, а в 2011 г. подтвердили его. То есть, первоначальная законодательная база создана. Тем не менее, очевидно, что создание единого пенсионного пространства – вопрос не сегодняшнего, и даже не завтрашнего дня. На его реализацию уйдет лет эдак 50. А людям, уже вышедшим на пенсию, приходится довольствоваться тем, что есть.

— Не секрет, что мы все родом из СССР, — говорит исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко (Украина).- Многие граждане Украины работали в России, строили БАМ, осваивали месторождения Тюмени. Теперь они состарились и получают пенсии из пенсионного фонда Украины. Но если расценивать пенсию как компенсацию недоплаченной заработной платы, то, наверное, стоит подумать о создании системы компенсаций за вложенный труд. Давайте решать насущные проблемы пенсионеров, а не делать акцент на единое пространство.

С тем, что пенсионную нужно решать комплексно, согласен заведующий секцией Института экономики, финансов и статистики Академии наук Молдавии Анатолий Рожко. Он отмечает, что Молдова с интересом восприняла инициативу российского чиновника, ведь многие граждане Молдавии работают в других странах, в том числе и в России. Однако, заслужив в иностранных государствах пенсионные права, они не могут их реализовать. Создание единого пенсионного поляна территории СНГ позволит адекватно защищать пенсионные права тех людей, которые в силу обстоятельств оказались за пределами Молдовы.

Между тем, созданию единого пенсионного пространства может помешать целый ряд факторов. Таких, как возрастная структура населения и бюджетная политика государств, уровень дефицитности пенсионных фондов и отношение политических и бизнес-элит к реализации проекта.

— У меня впечатление, что мы находимся не в 2012 году, а в 2030, — говорит руководитель Ереванского аналитического центра «Альтернатива», доктор экономических наук, профессор Татул Манасерян.- Прекрасная идея, конечно. Но надо быть реалистами. Пока ни в одной стране СНГ нет накоплений, которые бы способствовали стабильности пенсионных фондов. А значит, мы не готовы к формированию единого пенсионного пространства. Кроме того, реализация этого масштабного проекта подразумевает экономическое сотрудничество государств. У нас же политическое сотрудничество всегда берет верх над экономическим. Поэтому нам до сих пор не удалось создать даже зону свободной торговли, хотя идея ее создания появилась 15 лет назад.

Кто заплатит?

И все же, если предположить, что пенсионное пространство начнут формировать, то каким государствам придется платить за него на начальном этапе? Общий фонд складывается из взносов государств пропорционально количеству пенсионеров, проживающих в них. А так как наибольшая часть пенсионеров живет в России, то она и должна вносить в этот фонд больше всех. Хватит ли у нашей страны на это сил? И какими экономическими потерями это обернется для россиян? Сейчас уровень пенсионного обеспечения в государствах СНГ (которые по идее должны войти в единую пенсионную зону) выглядит таким образом:

Страны

Средняя пенсия в рублях (в месяц)

Соотношение пенсии и зарплаты, коэффициент замещения в %

Отношение пенсии к прожиточному минимуму в %

Азербайджан

4293

34,1

166

Армения

2276

26,4

Белоруссия

5939

48,0

223

Казахстан

4650

29,0

175

Киргизия

1529

32,7

67,8

Молдавия

2037

27,3

69,9

Россия

7599

36,3

162,3

Таджикистан

853

35,3

Украина

4298

50,1

152,8

Как видно из таблицы, разница в пенсионном обеспечении в разных странах очень велика. К тому же это – только финансовая часть пенсий. Она составляет всего 60 % пенсионного обеспечения, — поясняет заведующий отделом социологии экономики Института социально-политических исследований РАН, профессор Игорь Богданов. Остальные 40% — это немонетарные дополнительные услуги пенсионерам. Таким образом, реальная разница в уровнях пенсий между государствами еще выше, чем указано в таблице.

При этом ученый подчеркивает, что в СНГ есть и объединяющее начало: везде пенсионное пособие – нищенское. Но и ему люди рады. В России, например, 50 млн. граждан мечтают о пенсии лишь потому, что это единственно стабильный источник дохода. При этом многие не доживают до пенсионного возраста. Между тем, многие государства СНГ провели пенсионную реформу, в результате которой увеличили возраст выхода на пенсию. Принимали такие решения, конечно, не от хорошей жизни. Молдавия из-за тяжелейшей демографической ситуации вынуждена не только увеличить пенсионный возраст, но и до 30 лет «нарастить» необходимый для получени пенсии трудовой стаж(к 2020 г. он вырастет до 35 лет). Украина по тем же причинам с 01.10.2011 тоже отодвинула пенсионный возраст, правда, только для женщин. Но в рамках проведенных реформ здесь было принято и другое принципиально важное решение: теперь в Украине максимальная пенсия не может превышать минимальную больше, чем в 10 раз. В России таких ограничений нет. И понятия «минимальная пенсия» тоже нет. Поэтому учитель у нас получает 6-7 тыс. руб., судья — 70 тыс. руб., а депутат — 100 тыс. руб.

Лучший выход – дольше работать

Комментарий по поводу пенсионных перспектив в масштабах СНГ «СП» дала ведущий научный сотрудник Института экономики Российской академии наук Людмила Ржаницына.

«СП»: — Людмила Сергеевна, нужно ли единое пенсионное пространство в СНГ?

— Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, что подразумевается под единым пенсионным пространством? Это правовые соглашения, либо единый экономический подход? Ясности нет. Как экономист, могу обратить внимание на опыт Евросоюза: там действует единое экономическое пространство, действует единая валюта. А уровень пенсий в странах разный: в Австрии, например, средняя пенсия 2900 долларов, а в Эстонии – 550. Мы же опять хотим запрячь телегу впереди лошади.

«СП»: — Но как вы оцениваете идею в целом?

— У великого фантаста Герберта Уэллса была книга «Кремлевский мечтатель». Вот так и я оцениваю новую идею. Реализовать ее очень сложно. В государствах СНГ разительно отличается и заработная плата, и сфера социального страхования, и пенсионное законодательство. Конечно, если все страны СНГ перейдут на полное бюджетирование и фиксированный размер пенсий, тогда, может, что-то и получится. Но это тоже из области фантастики.

«СП»: — Многие государства СНГ постоянно поднимают вопрос о том, что их граждане в эпоху СССР много трудились на благо России – строили, осваивали ее территории и пр. А пенсию получают из бюджетов государств, где теперь живут. Неужели так трудно из российского пенсионного фонда назначить им уровень пенсий за отработанные годы?

— Трудно. Во-первых, дефицит Российского пенсионного фонда составляет 1,3 трлн. рублей, и поэтому платить не из чего. Российские работодатели, привлекающие трудовых мигрантов, платят за них только страховую часть пенсионных взносов, что снижает и без того небольшие размеры поступлений в пенсионный Фонд. А, во-вторых, надо понимать, что пенсии наши складываются из налогов работающих россиян. Не из тех, кто трудился в советское время, а из нынешних. На эти отчисления и содержатся наши пенсионеры. Причем, содержатся крайне скромно.

«СП»: — Когда, наконец, российские ведомства определятся: повысят они пенсионный возраст, или нет? Нужна же хоть какая-то определенность.

— К заявлениям разного рода лучше относиться спокойно. Самое лучшее для гражданина – по выходе на пенсию продолжать работать, если есть силы. Это важно не только для материального, но и морального благополучия человека. При этом, считаю, должна и пенсия сохраняться в полном объеме, и зарплата.