https://www.funkybird.ru/policymaker

Российский автопром останется ведром с гайками

Это одно из последствий введения утилизационного сбора.

1 августа страна официально войдет во Всемирную торговую организацию. Российские власти приготовили хитрый ход: и правила ВТО не нарушить, и свой автопром защитить. Речь идет об утилизационном сборе, ставки которого предлагается установить куда выше европейского уровня (100-200 евро). А именно, согласно инициативе Минпромторга, до 600 тыс. рублей для «легковушек» и до 1,5 млн. для грузового транспорта. Эксперты объяснили «МК», откуда взялась такая разница и чего ждать от нововведения потребителю.

«У всех тех, кто планировал приобрести автомобиль не российской сборки, еще есть время сделать это по текущим ценам», — полагает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Андрей Петренко. По мнению большинства экспертов, с 1 августа новый «налог» ввести просто не успеют — есть время до осени.

По задумке, чиновники перекроют «кислород» подержанной технике, идущей к нам из-за рубежа. А так как все самые популярные модели сегодня собираются в России, на массовом покупателе введение утилизационного сбора практически не отразится, уверены эксперты. Ведь платить его будут только импортеры техники в РФ — наши автопромовцы и сборщики отделаются «гарантиями утилизации».

Из «легкового сегмента», как считают эксперты, подорожают только машины среднего и премиум-класса — например, популярные немецкие «Мерсы». Но, как со знанием дела сказал «МК» глава РСПП Александр Шохин, покупатели авто-люкс небольшой наценки в несколько десятков тысяч практически и не заметят.

А вот для качества изделий автопрома изгнание б/у авто, проникающих к нам из-за бугра, несет угрозу. По мнению первого зампреда комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, лидера общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслава Лысакова, из-за снижения конкуренции это самое качество может упасть. Лысаков в связи с этим рассказывает притчу о том, как представители американского автопрома пришли к Рейгану и попросили его «сделать что-то» с японцами, на долю которых приходилось большая часть продаж авто в США. Рейган ответил, что не видит в этом проблемы: «Делайте автомобили лучше, чем у конкурентов, и люди будут их покупать».

Но для нашего автопрома делать конкурентоспособную продукцию проблема — поэтому приходится выкручиваться при помощи хитрых мер, против которых уже возмутились представители ВТО. Даже коллеги по Таможенному союзу, опасаясь проблем с собственным вступлением в торговый клуб, не согласились вводить утилизационный налог по примеру России. Об этом премьеры Казахстана и Белоруссии без обиняков сообщили на днях Дмитрию Медведеву.

Но у нас этот шаг — дело решенное. Вопрос только в ставках. Порядок уплаты сбора, а также его размеры установит правительство после принятия законопроекта на эту тему в Госдуме (пока он прошел только первое чтение). «По предварительным подсчетам Минпромторга и Минэкономразвития, сбор за новую легковую машину может составить 20-45 тыс. рублей, за грузовую — в зависимости от категории (мощности двигателя — „МК») — от 150 тыс. до 400 тыс. рублей, — сообщил один из авторов поправок, первый заместитель председателя этого комитета, один из авторов документа Владимир Гутенев. — К подержанным машинам будут применены повышающие коэффициенты». А они, по наметкам Минпромторга, внушительные — в результате к цене бу «легковушек» придется плюсовать до 600 тыс. рублей, к грузовикам — до 1,5 млн.

— Утилизационный сбор задуман, прежде всего, как компенсация потерь от снижения таможенных пошлин в результате вступления в ВТО. Российская сторона обязуется постепенно снизить пошлины на ввоз новых легковых автомобилей с 25% до 15%, а по тяжелым грузовикам до 5%. То есть, по коммерческому транспорту снижение пошлин будет наибольшим, а значит, и утилизационный сбор, чтобы его скомпенсировать, будет больше, — объяснил «МК» руководитель отдела бизнес-оценки»ФинЭкспертизы«, к. э. н. Александр Дорофеев.

По его прогнозу, перепадов цен на автотехнику ждать не стоит: «Могут возникнуть отдельные колебания в момент снижения пошлин и ввода утилизационного сбора, но в среднем эти два фактора должны друг друга компенсировать».

Исполнительный директор «Объединения автопроизводителей России» Игорь Коровкин тоже не ждет ценовых сюрпризов от ВТО и утилизационного сбора. Зато предрекает некоторую перетряску на рынке: мелкие и средние перевозчики, по его прогнозу, переориентируются на изделия отечественного автопрома.

Разницу в утилизационных сборах, введенных в Европе и предлагаемых у нас, эксперты объясняют двумя причинами: во-первых, в России этот «налог» — не просто плата за утилизацию, а компенсация потерь от ВТО. А во-вторых, наши власти пошли дальше европейских, вспомнив, по «случайному» совпадению, об окружающей среде. «Утилизационный сбор, который предлагается для России, это своего рода „ноу-хау» наших чиновников. Это не просто деньги на утилизацию, как в Европе. Это сборы на защиту окружающей среды, обустройство дорог и тому подобное», — говорит Коровкин. Так что забота об экологии прекрасно ужилась с заботой об «АвтоВАЗе» и другой опекаемом автопроме.