https://www.funkybird.ru/policymaker

Так чего же хочет Россия?!

Постоянная поддержка России сирийского режима принуждает некоторые страны Запада угрожать военным вмешательством даже без разрешения Совета Безопасности ООН, пишет Бэссель Удэт (Bassel Oudat).

Около 15 месяцев прошло после начала народного восстания против режима президента Сирии Башара аль-Асада, а Россия не сдвинулись с позиций по поддержке режима, что делает её препятствием для поиска решения сирийского кризиса в глазах многих членов международного сообщества и что толкает Сирию все ближе к гражданской войне.

Политическим и экономическим санкциям против Сирии в прошлом году не удалось изменить «направление» режима или заставить его прекратить насильственное подавление восстания против него, что к текущему моменту привело к гибели около 15000 человек.

Тем не менее, Сирия находится в центре борьбы за влияние между США и Западом, с одной стороны, и Россией, с другой стороны, а также с Москвой, которая видит свою поддержку сирийского режима, как возможность возрождения бывшей советской славы и сохранения последнего важного союзника в арабском мире.

После переговоров с канцлером Германии Ангелой Меркель на прошлой неделе президент России Владимир Путин заявил, что Россия не поддерживает никакой конкретной интервенции в Сирию, подтвердив поддержку Москвы усилий ООН и Лиги арабских государств (Кофи Аннана), чтобы найти политическое решение кризиса.

Тем не менее, это «требует терпения», сказал Путин. Для многих наблюдателей, слова России давно перестали соответствовать её действиям, и многие считают её решительным сторонником сирийского режима.

Наблюдатели считают, что Москва хочет иметь возможность диктовать решения сирийского кризиса, или, по крайней мере, играть ключевую роль в его решении. Она хочет бы быть покровителем любого альтернативного режима в Дамаске, говорят наблюдатели, и, возможно, даже хочет иметь возможность использовать сирийский кризис для того, чтобы восстановить свою роль в качестве сверхдержавы, провоцируя признание со стороны США и НАТО, её рост и стратегические позиции в регионе.

В результате, Россия продолжает играть ключевую роль в сирийском кризисе, и она дважды использовала свое право вето, чтобы заблокировать в Совет Безопасности ООН резолюцию, осуждающую жестокое подавление протестов в Сирии.

Москва уже давно утверждает, что единственным решением является диалог с нынешним режимом, а не арабские и международные санкции. В то же время, она продолжает посылать оружие её сирийскому союзнику.

Сирийская оппозиция утверждает, что Россия, которая публично отвергает иностранное вмешательство в Сирии, сама по себе сильно вмешиваться в кризис посредствам вооружения режима и пропаганду его оставления у власти, несмотря на международное давление.

Оппозиция также подвергла критике замечания русского министра внутренних дел две недели назад, когда он заявил, что Россия «никогда не согласится» суннитское правления в Сирии.

В начале кризиса, Россия защитила свои продажи оружия сирийскому режиму, утверждая, что правительственные войска должны были быть в состоянии действовать против вооруженной оппозиции, которой оружие было предоставлено из-за рубежа.

Тем не менее, Путин недавно изменил русскую мотивацию, когда он сказал, что Москва вооружает режим оружием, но это оружие не будет использоваться в гражданских конфликтах. Тем не менее, международные доклады указывают, что Россия направила в Сирию оборудование, которое используется для подавления протестов, в последнее время русские транспортировали тяжелое оружие в сирийский порт Тартус.

Государственный секретарь США Хиллари Клинтон заявила, что продажи оружия между Россией и Сирией проводились регулярно в течение прошлого года, укрепляя режим Асада. Действия России могут ввергнуть страну в гражданскую войну, предупредила она.

Несколько дней назад, 41 страна проголосовали «за» по резолюцию ООН, осуждающую бойню в Хуле (Hawla), в результате которой около 50 детей были убиты, и они требуют международного расследования этого преступления.

Только Россия, Китай и Куба проголосовали «против» резолюции, шокировав сирийскую оппозицию. «Россия стала частью сирийской проблемы, а не частью её решения», говорит Борхан Гхалйон (Borhan Ghalyoun), председатель оппозиционного сирийского национального совета (ВНС).

Аналитики ожидали, что из-за бойни Россия откажется от своего ближайшего союзника на Ближнем Востоке, но Москва разочаровала Запад, когда она принял официальную точку зрения сирийского режима, которая обвиняет в бойне неизвестные «вооруженные группы» и «наемников». Россия предостерегает Запад от дальнейших попыток использовать бойню в качестве предлога для военного вторжения в Сирию.

В то время как решение о высылке сирийских послов из западных столицах, а до этого из арабских столиц, была хорошо воспринята на внутреннем, арабском и международных фронтах, это не было хорошо принято в Москве.

Некоторые западные страны опасаются, что поддержка Россией сирийского режима может привести к гражданской войне в Сирии. Клинтон предупреждает, что политика России может стимулировать этот вариант развития событий и что позиция России в сирийском конфликте — просто поддержка режима аль-Асада. «Насилие в Сирии может привести к гражданской войне, или к войне чужими руками, из-за поддержки Ирана режима президента Башара Аль-Ассада» сказала она.

Между тем, Аннан заявил, что Сирия продвигается все ближе к «тотальной гражданской войне между сектами», что было бы «катастрофой для всего Ближнего Востока». Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун предупредил, что другая подобная резня, которая имела место в Хуле (Hawla), может повергнуть Сирию в пучину гражданской войны, после чего страна не сможет восстановиться.

Хэйтэм Мэнэа (Haitham Manaa), заместитель директора сирийской оппозиции Национального координационного органа за демократические перемены (SNCBDC), который включает в себя несколько оппозиционных партий, сказал Аль-Ахрам Викли (Al-Ahram Weekly) , что «нет никаких сомнений в том, что Москва проводит различие между государством и властью, и не рассматривает аль-Асад, как неприкасаемого».

«Россия считает, что иностранная военная интервенция будет иметь катастрофические последствия для Сирии, однако для России, смещение Асада было бы вариантом, как часть комплексного решения, которое будет отстаивать роль военных в промежуточной фазе, как это происходит в Египте».

«Россия без сомнения, хочет чтобы Сирия приняла сбалансированную международную политику. С нашей точки зрения, как оппозиции, решение может быть достигнуто только посредствам Россию и США, смыкающих усилия с европейской поддержкой. Сохранение позиции России «на расстоянии вытянутой руки» от решения затягивает нахождение решения», сказал Мэнеа.

Сильная оппозиция Москвы любой санкционированной ООН иностранной военной интервенцией в Сирию, а также затухание надежды, что власть будет придерживаться шести пунктов плана Анан, который требует вывести армию из городов страны, положить конец насилию, позволить мирные демонстрации протеста и начать диалог с оппозицией на переходном этапе, указывает, что может быть военное вмешательства в Сирию, с или без разрешения Совета Безопасности.

Министр обороны США Леон Панетта заявил, что США готовы к необходимости военных действий в Сирии, добавив, что это должно быть поддержано Советом Безопасности. Тем не менее, посол США в ООН Сьюзан Райс заявила, что военные действия без мандата ООН, могут быть необходимы, если Совет Безопасности не сможет достичь консенсуса.

Между тем, министр иностранных дел Саудовской Аравии сказал, что его страна поддерживает шаги по созданию безопасных зон в Сирии для защиты гражданских лиц, хотя такие заявления были преувеличены Россией и Сирией, которые рассчитывают на то, что ни одна иностранная власть не будет готова рисковать вмешиваться в Сирии без явного разрешение Совета Безопасности ООН.

Россия не хочет терять свои сильные позиции на Ближнем Востоке, и она неоднократно заявляла, что она не изменит свою позицию по сирийскому вопросу. Однако, такие заявления не мешают аналитикам утверждать, что Россия на самом деле мониторит ситуацию в Сирии, с целью обнаружить, может остаться у власти.

Москва опасается, что её поддержка будет бесполезной, если сирийский режим близок к краху, и что это приведет к краху «авантюры» (прим пер — так в тексте), которую она проводит в его поддержку.

Сирийская оппозиция также считает, что влияние России на сирийский режим не является всеобъемлющим и что она не в состоянии убедить или заставить аль-Асада уйти в отставку. Кризис не кончится, даже если Россия откажется от поддержки власти, говорят оппозиционные наблюдатели, добавив, что он будет продолжаться с или без поддержки России, даже если «минусование» русских сделает его (прим пер – режим Ассада) более слабым и изолированным.

«Ничто не сможет убедить власти реализовать плана Анана и положить конец насилию», заявил Луей Хусейн (Luay Hussein), лидер «Building the State Party».

«Никто не ожидает, что он будет убежден; это должно будет быть вынуждение предпринять шаги против его воли. В течении нескольких месяцев Россия не посвящала бы себя властям Сирии. Вместо этого, она посвятила бы себя поддержке «сирийского строительства»… чего она хочет — сирийский режим, который будет защищать её стратегическое присутствие на Ближнем Востоке, или, по крайней мере, не будет враждебным к ней».

На возможность того, что Запад и Россия могли бы быть на дюйм ближе друг к другу в вопросах сирийского кризиса, Хусейн заявил, что «изменения международной позиции «двигают» Россию, а не наоборот. Действительность на территории Сирии начинает поддерживать российское положение и расстраивать Запад».

Среди, порой противоречивых сообщений СМИ, проскочило, что Денис Макдоно (Denis McDonough), советник по внешней политике в США администрации Барака Обамы, заявил, что Вашингтон близок к достижению соглашения с Москвой по отчуждения аль-Асада от власти. Макдоно сказал, что режим Асада потерял свою легитимность и предупредил, что преданность России режиму не служить её интересам.

Существует предположение, что позиция России может измениться в ближайшее время, и некоторые западные политики делают ставку на то, что позиция России может перемениться в результате того, что она (Россия) теряет поддержку среди сирийского народа, а также арабских страны, особенно среди стран Персидского залива, и это заставит её пересмотреть свои интересы.

Россия могла бы договориться с Западом по поводу Сирии, с сирийским людьми, которые надеются, что это произойдет в ближайшее время.