https://www.funkybird.ru/policymaker

Будущее протестного движения: координационный Совет

Шествие 12-ого июня можно смело назвать победой гражданского общества России.

Несмотря на вступившие в силу поправки в законодательство, многократно повышающие размер штрафов за нарушение порядка проведения митингов, задержания и аресты участников шествия на Болотной 6-го мая, демонстративные обыски по месту жительства ряда оппозиционеров 11-го июня, количество граждан, пришедших 12-го июня на шествие, превысило все ожидания и составило по разным оценкам от 60 до 100 тыс. человек.

Следующая акция — теперь уже общероссийская — назначена на 15-ое сентября.

С начала протестов прошло полгода; и пришло время сделать серьезные выводы:

Количество участников митинга на пр. Сахарова 24.12., шествий по Якиманке 04.02. и 06.05., а также шествия 12-ого июня примерно совпадает и всегда составляет около 100 тыс. человек. Это является свидетельством того, что протестную активность в Москве продолжают осуществлять всего около 1% взрослого населения столицы и ближнего Подмосковья.

Если же говорить о регионах, то протестная активность почти во всех из них резко упала; многотысячные митинги остались в прошлом.

Главная задача протестного движения на сегодня — обеспечить качественный рывок в увеличении численности участников протестных акций. Все остальное — партийное строительство, участие в региональных выборах, открытые обращения к населению, тематические митинги, «контрольные прогулки» — тоже, конечно же, привносит некий вклад в достижение общих целей. Однако, без увеличения численности участников акций в разы, ожидать достижения каких-либо результатов не приходится.

И напротив, как только на улицы российских городов выйдут 300 или 500 тысяч человек (и уж тем более миллион граждан), ситуация изменится коренным образом. Дальнейшие варианты развития событий могут быть самыми разными:

цветная революция
отстранение В. Путина от власти его же окружением
приход к власти военных

Но достичь любого из этих вариантов можно только при помощи массовых уличных протестных акций.

К сожалению, многие нынешние лидеры протестов, на протяжении многих лет безуспешно боровшиеся с режимом, зачастую руководствуются устаревшими представлениями о порядке ведении борьбы и не учитывают новейший опыт, полученный в последние годы при свержении ряда авторитарных режимов.

Достижение конечной цели протестных действий в России вовсе даже не является архисложной задачей, учитывая постоянный рост недовольства «национальным лидером» со стороны все более широких кругов населения страны и полное отсутствие у правящего режима социальной базы.

За последние месяцы власть абсолютно дискредитировала себя в глазах общественности и потеряла последние остатки авторитета. Недавние выборы градоначальников в Красноярске и Омске, в которых приняли участие менее 22% красноярцев и менее 17% омичей, имеющих право голоса, наглядно продемонстрировали нежелание избирателей больше участвовать в фарсе под названием «выборы», в которых принимают участие единороссы (как явные, так и латентные) и технические кандидаты от системной оппозиции.

Все предпосылки для победы протестного движения имеются. Но для качественного повышения численности участников протестных акций необходимо выполнить ряд условий:

формирование Координационного Совета из авторитетных политических и общественных деятелей;
проведение комплексной агитационной (разъяснительной) работы среди населения;
«работа» по активным помощникам режима.

Поскольку все эти темы заслуживают подробного анализа, в данном посту рассматривается

Условие 1. формирование Координационного Совета

Как известно, Оргкомитет протестных действий (ныне скромно называемый «рабочая группа по подготовке митинга 12-го июня») выдвинул идею формирования на основе открытого голосования Координационного Совета, а также разработал документ под названием «Манифест Свободной России». Закрытый режим работы Оргкомитета (несмотря на заявления ряда его членов о полной открытости и возможности присоединения) сыграл плохую шутку и не только отразился на качестве Манифеста, но и привел к тому, что Лига Избирателей на каком-то этапе решила провести собственный митинг.

Проведение 12-го июня (пусть даже и в разное время) двух протестных акций в разном месте, вне всяких сомнений, могло бы крайне негативно отразиться на численности «Марша Миллионов — 2» со всеми вытекающими последствиями. К счастью, Кремль в очередной раз проявил при согласовании места проведения акций неадекватность и два оргкомитета митингов вновь объединились перед лицом общего врага и провели в итоге действительно массовое шествие по Бульварному кольцу.

Иным итогом закрытой работы Оргкомитета стало то, что из 23 подписантов Манифеста 10 человек являются представителями «Солидарности», а 7 человек имеют непосредственное отношение к Левому фронту и его лидерам. Вклад активистов «Солидарности» и «Левого фронта» в протестное движение, конечно же, очень велик; однако, нужно признать, что общественная поддержка этих движений (как и их лидеров) на данный момент невысока. На акции, организуемые политическими активистами этих организаций — те же «Белые недели» в апреле месяце или недавний «Оккупай Следственный комитет» — приходят в лучшем случае несколько десятков человек.

Членам Оргкомитета необходимо сделать серьезные выводы и не допустить подобных ошибок при формировании Координационного Совета.

В настоящее время ведется активная дискуссия по поводу того, что из себя должен представлять Координационный Совет (политический орган или технический), из скольких членов он должен состоять (от 12 до 90), каким образом (и как быстро) КС должен быть сформирован. Точки зрения разных членов Оргкомитета на данные вопросы отличаются диаметрально. В то же время, нужно понимать, что обязательным условием успеха протестного движения станет вхождение в состав Координационного Совета авторитетных политических и общественных деятелей, а не неизвестных общественности (пусть и очень талантливых) политических активистов и функционеров.

Что такое Координационный Совет?

Как заявлено в Манифесте, Координационный Совет (КС) формируется на основании открытого голосования.

Соответственно, по итогам голосования в состав КС в любом случае войдут наиболее популярные среди общественности политические и общественные деятели. Назвать подобный состав КС техническим было бы неправильно.

Размер КС — 25-30 членов — должен обеспечить представление интересов максимально возможного числа граждан, сохраняя при этом управляемость органа.

Было бы разумным формирование при КС расширенного (не ограниченного по численности) Общественного Совета (ОС), в состав которого — именно ОС — могли бы входить:

представители политических и общегражданских организаций (в т.ч. партий системной оппозиции), не прошедшие в КС по итогам голосования;
эксперты по вопросам экономике и финансов, эксперты в различных областях общественной жизни, авторитетные общественные деятели и деятели культуры;
представители протестного движения регионов.

Если КС формируется исключительно на основании открытого голосования граждан, то Общественный Совет формируется явочным порядком при условии поддержки идеи о вступлении конкретного деятеля / конкретной организации не менее 1/3 от общего числа участников КС.

Для осуществления конкретных мероприятий (будь то разработка программы, подготовка массовых протестных акций, координация агитационной деятельности и т.д.) КС может формировать соответствующие рабочие органы, в состав которых смогут входить как члены КС или ОС, так и сторонние активисты.

2. Квоты для представителей политических и общегражданских организаций

В ряде проектов по формированию Координационного Совета, подготовленных активистами «Солидарности», предусмотрено формирование части Координационного Совета путем распределения квот для политических организаций (левые — от 4 до 8 мест, либералы — от 4 до 8 мест, националисты — от 4 до 8 мест).

В то же время, очевидно, что создание квот не способствует формированию Координационного Совета на действительно справедливой основе. Если в состав 30 наиболее авторитетных у общественности лидеров протеста не войдут представители каких либо политических организаций — что ж, это будет означать, что данные организации не пользуются поддержкой со стороны населения и их лидерами необходимо сделать определенные оргвыводы.

Наличие Общественного Совета при КС позволит участвовать в работе КС представителям даже сравнительно малоизвестных общественности политических и общегражданских организаций. Факт отсутствия у представителей таких организаций права голоса на заседаниях КС нисколько не повлияет на возможность высказывания своего мнения в рамках заседаний Общественного Совета или совместных заседаний КС и ОС.

3. Порядок голосования

Наибольший охват населения удастся получить только при организации интернет-голосования. В голосовании в декабре 2011 г. по поводу выступающих на митинге на пр. Сахарова, организованном по решению Инициативной группы по организации митинга 24-го декабря и проведенном под руководством Д. Билунова на площадке www.surveymonkey.com, менее чем за трое суток участвовали более 83000 человек (после удаления накруток), что более чем в 10 раз превысило число участников аналогичного голосования в Facebook’е, проводящегося в течение двух недель.

Учитывая недостатки голосования на вышеуказанном ресурсе, Гражданское движение (пришедшее на смену Инициативной группе) создало в январе сего года специальную рабочую группу, которую возглавили члены нынешнего Оргкомитета Д. Билунов и А. Белов. После долгих обсуждений, рабочая группа утвердила в качестве основного варианта борьбы с накрутками принцип верификации по сим-карте. По поручению рабочей группы был разработан интернет-ресурс — http://www.ruvote.org/about. В начале февраля с.г. на данном ресурсе было организовано верифицированное интернет-голосование по формированию общегражданской фракции движения, подтвердившее невозможность накруток, в котором приняли участие более 7,5 тыс. человек.

Именно верификация по сим-карте и способна стать на данном этапе эффективным механизмом, способным обеспечить массовое, но при этом верифицированное интернет-голосование. Недостатки метода с лихвой компенсируются его преимуществами; иной же альтернативы, к сожалению, не имеется.

В настоящее время выдвигаются предложения по поводу проведения предварительной регистрации избирателей в Координационный Совет путем предоставления ими следующих сведений: ФИО, регион и город проживания, адрес e-mail, привязку к аккаунту социальной сети, номер мобильного телефона и паспортные данные (опция). Однако, практика показывает, что большая часть участников протестного движения НЕ ГОТОВЫ предоставлять кому-либо свои персональные данные, опасаясь утечки информации и последующих репрессий со стороны государственных органов или работодателей. Опыт работы на действительно массовых мероприятиях последнего времени наглядно показывает, что лишь от 10 до 20% участников акций готовы представлять хоть какие-то данные о себе.

Соответственно, ожидать того, что десятки тысяч человек бросятся регистрироваться и размещать свои данные на каком-то сайте, не приходится. Это — данность, которую необходимо учитывать при организации интернет-голосования.

Что касается порядка голосования, то было бы разумным, если бы каждый участник имел возможность не только высказаться в поддержку 3-5 членов списка, но и проголосовать против 3-5 кандидатов. Информация об анти-рейтинге кандидатов (пусть даже и не публикуемая, но собираемая в справочном режиме) также должна учитываться при формировании Координационного Совета. Очевидно, что 2-3 кандидата, обладающие наибольшим анти-рейтингом, нанесут своим присутствием в составе Координационного Совета больше вреда, чем пользы.

4. Список кандидатов в Координационный Совет

При формировании списка кандидатов в Координационный Совет также необходимо учитывать опыт предыдущей деятельности:

список кандидатов должен быть закрытым;
список кандидатов не должен содержать в себе лиц, которые в той или иной форме наносили урон протестному движению либо отговаривали общественность от участия в массовых акциях протеста.

В противном случае подконтрольные Кремлю структуры сделают все для дискредитации интернет-голосования, обеспечив победу либо условному Мавроди, либо наиболее «конструктивным оппозиционерам», постоянно призывающим отказаться от проведения протестных акций, типа М. Прохорова или А. Кудрина.

5. Срок проведения выборов в Координационный Совет

Качественный рост количества участников общероссийской протестной акции 15-го сентября возможен только при проведении комплексной агитационной кампанией. Важной составной частью этой кампании явится развенчивание мифа о «незаменимости» В. Путина и отсутствии его «высокопрофессиональному» окружению достойной альтернативы среди протестного движения.

К моменту начала агитационной кампании Координационный Совет (как и Общественный Совет) должен быть сформирован и самим существованием своим демонстрировать общественности тот факт, что во главе протестного движения стоят не самоназначенцы, а действительно авторитетные политические и общественные деятели.

В противном случае, численность участников сентябрьской акции повторит результаты зимних акций и шествий 06.05. и 12.06., что уже никак нельзя будет отнести к достижениям протестного движения.