https://www.funkybird.ru/policymaker

Ливия — погружение в бездну

После восьми месяцев правления в охваченной беспорядками Ливии новые власти, наконец, решились объявить о выборах в парламент. Правящий Переходный национальный совет (ПНС) задумывался как временный орган при переходе к «новому демократическому режиму», спроектированному в рамках глобальной стратегии США / НАТО.

6 июня вице-премьер ПНС Ливии Мустафа Абу Шагур, выступая в Атлантическом совете в Вашингтоне, заверил своих заокеанских хозяев, что выборы в Учредительную ассамблею Ливии пройдут в текущем месяце. В соответствии с «конституционной декларацией», принятой ПНС, выборы должны были состояться до 19 июня, но, как заявил 9 июня агентству Франс Пресс «член избирательной комиссии», пожелавший остаться неизвестным, теперь выборы отложены до июля, если не позже — «по техническим причинам». В стране продолжается межплеменная война, и фактически отсутствует центральная власть. На местах ситуацию контролируют боевые формирования самого разного толка, от «Аль-Каиды» до организаций, остающихся верными Ливийской Джамахирии. В то же время приверженность «старому режиму» априори исключается и наказывается самосудом на месте или длительным тюремным заключением. Число ливийцев, томящихся в тюрьмах по обвинению в симпатиях к Каддафи, составляет несколько тысяч.

На этом фоне в стране появились десятки «партий» исламистского толка. В случае, если выборы в Ливии всё-таки состоятся, победа исламистов станет практически неизбежной.

Евросоюз должен был направить в июне в Ливию свою миссию для наблюдения за выборами в Учредительную ассамблею, но пока ни один наблюдатель от ЕС так и не приехал. Что не удивительно, ибо проведение выборов в обстановке воцарившегося в стране хаоса не имеет никакого смысла.

Информация, поступающая из Ливии, больше всего напоминает сводки о боевых действиях. Большая часть территории находится под властью примерно 500 военных группировок, заявивших о себе в ходе «арабской весны» и контролирующих различные территории. Страна де-факто расчленена. В марте вооруженное столкновение племен на юге Ливии унесло жизни 150 человек; в прошлом месяце бригады ополченцев потребовали возобновления им денежных выплат и атаковали офис премьер-министра, а постоянные стычки вокруг Триполи привели к тому, что то и дело перекрывается граница с Тунисом.

Попытки Министерства внутренних дел развернуть полицейские войска вокруг столицы вызвали недовольство в рядах бойцов из Зинтана и Мисраты, на данный момент самых мощных военных объединений в стране. Военные советы этих городов считают, что полицейские силы должны подчиняться местным властям.

Вот только некоторые штрихи к событиям в Ливии всего двух дней, 12-13 июня:

— в окрестностях города Мизда (Mizdah) шли бои с применением артиллерии между ополчением Зинтана и бойцами из племени аль-Машаша (Mashasha), не поддерживающего ПНС. В общей сложности погибло около 50 человек, повреждена электростанция, в районе прекращена подача электроэнергии;

— повстанцы из Тархуны взяли под свой контроль аэропорт Триполи и в течение нескольких часов вели там бои. Информационные агентства сообщали о стрельбе вокруг аэропорта и его бомбардировках и обстрелах иностранными вертолетами;

— повстанцы из Аль-Джалата передислоцировались в район КПП Рас Ajder на границе с Тунисом. Они очистили от солдат ПНС приграничную зону и взяли под контроль шоссе на Тунис;

— боевики ПНС устроили разборки со стрельбой в лагере вынужденных переселенцев племени таварга;

— сильные взрывы, как во время бомбардировок, гремели в районе Баб-Азизии;

— начались вооруженные столкновения в районе Germanyh, перекинувшиеся на районы Valbive и Cimafroa Albive;

— в городе Аджабия состоялись демонстрации с перекрытием главных дорог;

— в окрестностях Сирта вспыхнули сражения между частями ПНС и повстанцами. 25 солдат ПНС убито;

— в Бенгази вспыхнули ожесточенные столкновения в районе тюрьмы Buhedima. Звуки взрывов и выстрелов гремели во многих районах города;

— под Годаумом бойцы племени Rishvana силами танков и тяжелой артиллерии атаковали колонну ПНС.

При этом никакой информации об управлении повстанцами со стороны бывших структур Каддафи не поступает. Вооруженное сопротивление властям «новой Ливии» появляется на низовом уровне и организуется отдельными группировками и племенами по собственной инициативе. Иностранные советники не в состоянии оказать влияние на позиции враждующих сторон, а их повышенная активность вызывает отторжение. На днях был обстрелян кортеж британского посла в Ливии, который лишь случайно остался жив.

В сложившихся условиях ПНС широко прибегает к репрессиям. Созданный в стране Высший комитет безопасности (ВКБ) практикует похищения и пытки, запугивание, психологический террор. Примером активности ВКБ стал случай с доктором Салемом Форджани — известным ливийским кардиохирургом. Он был схвачен и вывезен на базу Наклиа (пригород Триполи), где его жестоко избили. Форджани остался жив, но в течение пяти суток ни семья, ни министр здравоохранения Фатима Хамруш не могли получить информацию о его местонахождении. Наконец, когда заложника перевезли на базу Митига (аэропорт Триполи), представитель ВКБ связался с Министерством здравоохранения, а затем Форджани был отпущен, так как ему не смогли предъявить никаких обвинений. Хотя многое понятно уже из того, что он являлся экспертом комиссии по поиску пропавших людей.

Amnesty International сообщила также о «суде» над нейрохирургом Хишамом Анур Бен Хаялом (Hisham Anour Ben Khayal), которого обвиняют в предумышленном затягивании оказания медпомощи раненому мятежнику (Фатху Мохаммеду Абу Шанафу) год назад, отчего якобы тот и умер. Хишам Анур Бен Хаял был похищен в Триполи 1 апреля. Сейчас врач находится под судом в Аль-Завии, родном городе погибшего боевика. По его словам, в заключении боевики пытали его. «То, что мы наблюдаем здесь, это месть, а не правосудие. Это очень опасно, когда родственники погибшего принимают решение о судьбе предполагаемого преступника», — сказал Hassiba Hadj Sahraoui, заместитель директора отделения Amnesty International по Ближнему Востоку и Северной Африке.

Бесчинства ВКБ вызывают в Ливии всеобщий страх. Специальный представитель ООН Ян Мартин уже выразил свою обеспокоенность, которая, впрочем, явно запоздала — террор Высшего комитета безопасности уже распространяется по всей Ливии.

4 июня состоялось заключительное заседание ливийского военного суда по делу задержанных в Триполи 27 августа 2011 г. двух россиян А. Ф. Шадрова и В. В. Долгова, а также 25 граждан Украины и Белоруссии. Все подсудимые признаны виновными в «пособничестве режиму М. Каддафи и покушении на убийство путем восстановления военной техники». А. Ф. Шадров приговорен к пожизненному заключению, а В. В. Долгов и все граждане Украины и Белоруссии — к 10 годам исправительных работ. В Москве с недоумением и возмущением восприняли этот приговор — тем более непонятный в свете происходивших в течение последних месяцев интенсивных контактов МИД России и посольства РФ в Триполи с ливийскими властями и делавшихся ливийской стороной заверений на этот счёт.

На днях ВКБ арестовал членов делегации Международного уголовного суда и, судя по всему, пытается использовать арест для получения неких оперативных сведений. Что будет с арестованными дальше — не ясно.

В ближайшие дни назреет ещё и «дело Багдади», которое, безусловно, получит международный резонанс. Генеральному Секретарю Ливийского Народного Конгресса доктору Багдади Махмуди, который бежал в Тунис из-за страха за свою жизнь, власти Туниса сейчас угрожают возвращением его для «проверки» в Ливию. Он находится под стражей и объявил голодовку в знак протеста против передачи его в руки ПНС. Доктор Багдади — символ политической оппозиции новым властям Ливии; решение о расправе над ним перед выборами, по всей вероятности, принято в Париже и Лондоне.

Ставленники тех, кто бомбил Ливию и сверг режим Каддафи, со всей очевидностью не справляются с управлением этой сложной страной. Новые власти все шире прибегают к насилию. В ответ оппозиционные территории и племена наращивают вооружённое сопротивление. Мишура импортированных с Запада демократических лозунгов не заменила в глазах ливийцев законов Ливийской Джамахирии. Народ не принял марионеточного режима. Впереди маячат «афганизация» Ливии и междоусобная война с уничтожением целых групп населения.