https://www.funkybird.ru/policymaker

«Искандеры» в Беларуси поразят элементы ЕвроПРО

1 июня сего года в Минске завершился первый после вступления в должность зарубежный визит президента России В.Путина. Не оправдав предсказаний «доброжелателей» Беларуси, глава российского государства вовсе не стал «закручивать гайки», а преподнес «элегантный букет» экономических даров, за которым многие эксперты не смогли разглядеть военно-политического подтекста визита.

О том, что вопросы безопасности границ Союзного государства были одной из ключевых тем на закрытом совещании двух президентов, уже не является секретом. Об этом уже давно говорят источники в белорусском военном ведомстве и отдельные СМИ. Также стало известно, что в ходе визита российского президента принято решение на поставку оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер» в Беларусь.

В последние годы среди военных экспертов стало модным называть Беларусь одним из предполагаемых мест для размещения ОТРК «Искандер» в качестве ассиметричного ответа России на разворачиваемую США в Европе систему противоракетной обороны (ЕвроПРО). Подобные предположения не далеки от истины. Ракетные комплексы, размещенные на белорусской территории, обеспечивают гарантированное поражение элементов ЕвроПРО, а именно этого и добивается Москва. Заявления начальника Генерального штаба вооруженных сил России А.Макарова, сделанные 4 мая, лишь подтвердили вероятность появления «Искандеров» не только в Калининградской области, но и в Беларуси. Беспроигрышность этого вывода заключается в том, что состоящие на вооружении Вооруженных Сил Беларуси тактические ракетные комплексы «Точка» уже морально устарели, и в Государственной программе вооружения запланировано переоснащение 465-й ракетной бригады на новые ракетные комплексы. Данный процесс является плановым, даже можно сказать рядовым явлением, а форсирование США/НАТО процесса создания ЕвроПРО лишь ускорило процесс перевооружения белорусского ракетного соединения. Возможно, поэтому тема активизации военно-технического сотрудничества между Россией и Беларусью была так актуальна в ходе переговоров В.Путина и А.Лукашенко.

В то же время, необходимо помнить, что российский оборонно-промышленный комплекс до сих пор не может в полной мере обеспечить свои вооруженные силы новейшими ОТРК «Искандер» (в настоящее время перевооружена только одна ракетная бригада в Луге). Так что можно предположить, что в Беларусь эти ракетные комплексы начнут поступать не ранее 2015 года и, возможно, по одной-две батареи в год. Но сам факт того, что данные поставки не ставятся под сомнение руководителями двух стран, уже можно назвать большим достижением.

Конечно, еще не до конца проработан вопрос финансирования этих поставок, но можно предположить, что цена ракетных комплексов для Беларуси будет справедливая (по внутрироссийским ценам), если учесть тот факт, что автомобильное шасси высокой проходимости для ОТРК «Искандер» собирается на Минском заводе колесных тягачей. Тем более во время посещения Беларуси В.Путин вновь подтвердил, что Минск является стратегическим союзником Москвы, а экономить на безопасности сегодня просто недопустимо.

Кстати, в пользу осуществления перевооружения 465-й ракетной бригады на «Искандеры» указывает тот факт, что в ближайшее время это соединение ждут организационно-штатные изменения. Кроме того, как стало известно, в Военной академии Республики Беларусь воссоздается факультет ракетных войск и артиллерии, который, в том числе, будет готовить кадры для ракетных подразделений, оснащенных «Искандерами». Также в последнее время значительно участились контакты и взаимные визиты представителей управлений РВиА генеральных штабов вооруженных сил России и Беларуси, что тоже повышает вероятность замены «Точек» на «Искандеры» уже в ближайшем будущем.

Кроме того, следует отметить, что уже практически решен вопрос о механизме появления на белорусской земле российских подразделений, оснащенных ОТРК «Искандер-М,К». Случиться подобное может лишь в особый период – в составе российской части региональной группировки войск (сил). В мирное время это пока не возможно, так как требуется изменение международных договоренностей (или уточнения двухсторонних).