https://www.funkybird.ru/policymaker

Для развития нужны массовые отставки

Работа правительства порой напоминает анекдот про конверсию на военном заводе. Вначале пытались выпускать кастрюли, потом — детские коляски, потом — шоколадные конфеты, а получался все равно автомат Калашникова. Примерно так же выглядит многолетняя работа по развитию конкурентной среды. Чиновники всегда готовы писать новые доклады и создавать новые комиссии, но в экономике от их инициатив крокодил не ловится, и не растет кокос.

Программа развития конкуренции на 2009-2012 годы провалилась, признался глава ФАС Игорь Артемьев накануне. Практически все меры либо заморожены, либо вообще не работают. Уже на заседании правительства, посвященном продлению программы до 2015 года, Артемьев обвинил отраслевые министерства в том, что они не только не выражали заинтересованности в развитии конкуренции, но и оказывали сопротивление мерам, принимаемым на уровне правительства. По его словам, позиция многих, если не большинства отраслевых министерств заключалась в том, чтобы создавать монополии. В этом им благоприятствует законодательство — закон о естественных монополиях и вытекающие из него законы о связи, газоснажбении и так далее. По словам Артемьева, все они противоречат закону о конкуренции и зачастую вынуждают суды принимать неконкурентные решения. Закон о естественных монополиях надо отменять, считает он, но премьер его не поддержал.

А вот с тем, что причина последних мест во всех рейтингах находится прямо в зале заседания, Дмитрий Медведев согласился. «Значительная часть людей, которые на протяжении десятилетий сидят вот за этим столом, не заинтересована ни в какой конкуренции, просто потому что они отстаивают позиции отрасли», — заявил премьер. Получается, что для развития конкуренции нужны массовые отставки, но в правительстве нашли другой выход — создать специальную структуру. Спорили лишь, надо ли делать отдельную комиссию или подойдет существующая, по административным вопросам, и достаточно ли уровня вице-премьера или лучше доверить руководство председателю правительства. Вопрос о том, как те же люди, что провалили предыдущие попытки улучшить конкурентную среду, вдруг добьются успеха, на заседании правительства не обсуждался.

Также не стали долго рассуждать, почему не сработали меры, предлагаемые программой. При том, что предлагалось продлить ее действие до 2015 года. Решили просто — к октябрю Минэкономразвития напишет новые предложения. Хотя предыдущий «бессмысленный документ, потерпевший полное фиаско», по определению Артемьева, писали тоже они. Глава ведомства Андрей Белоусов дипломатично предложил передать подготовку доклада в бизнес-организации. Им ведь виднее, что им надо.

На более низком уровне положение дел не лучше, чем в зале заседаний Белого дома. 53% нарушений антимонопольного законодательства приходится на госслужащих, которые ограничивают конкуренцию через нормативные акты, в том числе, предоставляя незаконные преференции отдельным компаниям, рассказал Артемьев. С ними предлагается бороться серьезным увеличением штрафов до 100 000-200 000 руб. с нынешних 10 000. Интересно, каким мог бы быть размер штрафа для отраслевого министра, если бы это предложение распространили на всех чиновников.

Перед правительством, как известно, стоит цель подняться в рейтинге Всемирного банка Doing business со 120-го на 20-е место. Но для этого не надо изобретать десятки новых велосипедов, достаточно внимательно ознакомиться с методикой составления рейтинга. В нем десять вполне конкретных показателей — от подключения к электросетям до уровня фискальной нагрузки. Вот готовый план действий, но правительству он не подходит.