https://www.funkybird.ru/policymaker

Евросоюз утрачивает вес в большой двадцатке

Главной темой встречи «группы двадцати» 18 и 19 июня в Мексике станет долговой кризис в еврозоне. Евросоюзу придется объяснять планы стабилизации евро. А заодно — отстаивать свое влияние в «клубе сильных мира сего».

Долговой и финансовый кризис в Европе затягивается. И с каждым днем Европейский Союз утрачивает доверие других стран «группы двадцати». На саммите в Мексике 18 и 19 июня европейцам предстоит убедить финансовые рынки и партнеров по «большой двадцатке» в своей готовности решать проблемы общими усилиями. Это будет своего рода проверка всего ЕС на жизнеспособность .

Закат «Старого света»?

Прогнозы — дело неблагодарное. Но почти все экономисты сходятся в том, что будущие десятилетия станут восходом Азии и Латинской Америки. Проблема Африки — быстро растущее население. Для повышения уровня жизни необходимо ускоренное развитие экономики. Однако ее рост — скромных 4-5 процентов в год — идет в основном благодаря экспорту сырья. А доходы от сырьевого бума, как напоминает в интервью DW директор Немецкого института политики развития Дирк Месснер (Dirk Messner), зачастую приводят лишь к коррупции и конфликтам. Экономисты говорят даже о «сырьевом проклятии».
Европа утрачивает экономический вес, а с ним — и политический. Профессор Боннского университета Людгер Кюнхардт (Ludger Kühnhardt) сожалеет, что на встречах «большой двадцатки» Европа представлена как на уровне Евросоюза, так и делегациями отдельных стран. «Для всех остальных, особенно для новых, быстро развивающихся государств, таких как Индонезия или страны Латинской Америки, это картина, в которой трудно разобраться», — говорит Кюнхардт. Еще бывший госсекретарь США Генри Киссинджер жаловался, что не знает, кому в случае чего звонить в Европу. Эта разноголосица сохранилась и по сей день.

Ангела Меркель: «Больше Европы!»

Руководитель проектов в «Немецком обществе внешней политики» и эксперт по проблемам ЕС Альмут Мёллер (Almut Möller) сетует на то, что за рубежом ей регулярно приходится отвечать на вопрос, смогут ли европейцы преодолеть кризис. Это ослабляет позиции Евросоюза на международных встречах. «Если у участников саммитов создается впечатление, что звезда Европейского Союза закатывается, не успев взойти», то ЕС трудно отстаивать свои политические позиции, считает Мёллер.

Это прекрасно осознает и канцлер ФРГ Ангела Меркель (Angela Merkel). К ее рецептам по преодолению кризиса, наряду с фискальным союзом, принадлежит и требование ускорить политическую интеграцию стран ЕС. «Это означает, что мы должны шаг за шагом делегировать наши полномочия Евросоюзу, предоставить ему права контроля», — подчеркивает Меркель.

Канцлер совсем не случайно делает упор на политическую интеграцию именно в эти дни. 17 июня пройдут выборы в Греции. Не исключено, что в последующие дни Греция станет первой страной, вынужденной покинуть еврозону. 18 и 19 июня состоится встреча в верхах государств «большой двадцатки», а следом — очередной саммит стран Евросоюза, на котором должны быть намечены стратегические меры преодоления финансового кризиса.

Старушка Европа выглядит хуже своего возраста

Будущие десятилетия станут восходом Азии. Строительство «Шанхайской башни» завершится в 2014 году. Она станет самым высоким зданием в мире — 632 метра.

Однако и впадать в комплекс неполноценности Евросоюзу не стоит, считает профессор Людгер Кюнхардт. Он ссылается на показатели товарооборота с Африкой. У ведущих экономических держав — США и Китая он составляет по 100 миллиардов долларов, у стран ЕС — 250 миллиардов.

Если Евросоюз будет и впредь восприниматься как аморфный альянс, то и в экономическом, и в политическом отношении он будет утрачивать позиции в сравнении со странами с бурно развивающейся экономикой, предупреждает Кюнхардт. Там население моложе, оно гораздо сильнее заинтересовано в повышении своего благосостояния, прогрессе и развитии. Между тем население Евросоюза неуклонно стареет. Но если сложить потенциалы всех его стран, их притягательность, то «ЕС, наряду с США остается важнейшей силой, определяющей пути развития в мире», заключает профессор Боннского университета Людгер Кюнхардт.