https://www.funkybird.ru/policymaker

Стандартные мероприятия по-путински

Обыск — это стандартное мероприятие. Вот о чем я думаю, глядя в интернете твиттер-трансляцию обысков в домах Навального, Яшина и прочих лидеров оппозиции. Стандартное мероприятие, понимаете? Ну, как вы жмете на педаль газа в автомобиле. Не для того же вы жмете, чтобы рычаг, соединенный с педалью, потянул за тросик, а тросик открыл заслонку акселератора, а смесь обогатилась бензиновыми парами… Нет, вы жмете, чтобы автомобиль поехал, как правило, понятия не имея, почему машина едет быстрее, если нажать на газ. Просто жмете и все, а машина едет.

Или не едет, если сломалась. В случае поломки автомобиля большинство людей совершают стандартные мероприятия: выходят, открывают капот и с умным видом под него смотрят. Можно еще протереть стекла и попинать колеса. Если не помогает, можно вызвать эвакуатор.

Вот так и с обысками. Когда-то давным-давно обыски были придуманы, чтобы найти улики, изобличающие подозреваемого в преступлении. Но про это люди давно забыли, как забыли, отчего вилку держат в левой руке, отчего женщине подают правую руку, отчего стрелки часов движутся по часовой стрелке, а не наоборот. Забыли, стандартизировали, превратили в формальность.

Мозги правоохранителей, как, впрочем, и мозги большинства людей, устроены на манер конструктора «Лего». Поведение складывается из заранее заготовленных кубиков, по заранее заготовленным алгоритмам. И это даже неплохо, поскольку позволяет уживаться шести миллиардам людей на довольно небольшом пространстве Земли. Представьте себе, что было бы в аэропорту Хитроу, например, если бы каждый пилот не по заранее заготовленным алгоритмам сажал самолет, а думал бы своей головой? Невиданная катастрофа была бы. Так что алгоритмы — это хорошо. И мозги, устроенные на манер конструктора «Лего», — это тоже хорошо.

Но иногда это дает системный сбой.

Взять хоть оппозиционера Навального, например. Понятно, что делать, если он злоумышляет свержение государственного строя. Понятно, что делать, если он не злоумышляет никакого свержения. А что делать, если он шутит? Нет такого алгоритма.

Нет у правоохранителей стандартных мероприятий, годных для применения к людям, которые шутят, влюбились, обиделись, впали в отчаяние, вошли в раж…

И потому стандартные мероприятия начинают применяться наугад в порядке возрастания:

* задержание
* обыск
* арест
* суд
* приговор
* тюремный срок
* убийство в тюрьме
* взятие заложников и шантаж
* высылка
* тайные переговоры
* открытый переход на сторону осужденного и неповиновение приказу
* революция
* эвакуация

Стандартные мероприятия, повторяю, могут осуществляться в произвольном порядке, но все же вероятнее, что мероприятия из начала нашего списка осуществляются сначала, а мероприятия из конца списка — потом. Стандартные мероприятия могут быть последовательными, например, сначала арест, а потом освобождение. А могут быть абсурдными, например, сначала убийство, а потом открытый переход на сторону убитого.

Важно только понимать, что набор стандартных мероприятий ограничен. Наш список, вероятно, можно расширить, но не сильно.

И как было бы легко власти с оппозицией, если бы оппозиция действовала по науке, то есть придерживалась бы стандартных мероприятий. Провела бы рекогносцировку, забазировалась бы, создала бы организацию, составила бы списки, распланировала бы подрывную работу.

Вместо этого — кто в лес, кто по дрова. Про Навального не поймешь, враг он или шутит. Про Яшина не поймешь, революцию он устраивает или бабу клеит.

В этих невыносимых условиях власть проводила, проводит и будет проводить стандартные мероприятия. По списку.