https://www.funkybird.ru/policymaker

Египет выбирает президента

В Египте состоится второй тур президентских выборов. За два дня, что продлится голосование, страна должна определиться, под чьим флагом она будет строить жизнь дальше — под знаменем ислама, во главе с президентом-исламистом Мухаммедом Мурси, членом ассоциации «Братьев-мусульман», которая развивается по строгим религиозным принципам, или под руководством военного генерала, последнего премьера эпохи Мубарака Ахмеда Шафика, за спиной которого, по сути, стоит армия.

По итогам первого тура выборов, Мурси и Шафик вышли «на второй круг» с разницей в 200 тысяч голосов. Те, кто сделал ставку на других претендентов на высший государственный пост, теперь мучаются вопросом, за кого голосовать — их не устраивает ни одна из двух кандидатур. Одни избиратели говорят, что не будут участвовать во втором туре, другие исходят из того, что из двух зол стоит выбрать меньше. И меньшим в данном контексте рассматривается именно 70-летний генерал Шафик, пусть и человек «эпохи Мубарака», военный, в пользу которого, говорят египтяне, говорит лишь один факт: «Он сможет навести порядок в стране». А значит, верят они, страна с приходом к власти Шафика, наконец, избавится от резко возросшей преступности, забудет о набивших оскомину протестах и беспорядках и начнет развиваться в экономическом и инвестиционном плане. Многим избирателям импонирует не только его лозунг «Меньше слов, больше — дела», но и стремление не пропустить исламистов во власть. За последнее время египтяне разочаровались в «братьях», которые до сих пор не проявили себя ничем, кроме политической свары, перетягивания на себя «одеяла власти» и бесконечным враньем, в котором уже были не раз уличены. Поэтому слова Шафика о том, что он готов жизнь положить на то, чтобы исламисты не прошли, были встречены его сторонниками «на ура». Жесткая позиция в отношении исламистов перетянула на его сторону и христиан, которые серьезно боятся, что в случае победы «Братьев-мусульман» в стране начнется «геноцид коптов», и уже подумывают о том, чтобы покинуть Египет. То же самое касается и сотрудников силовых структур и даже чиновников, против которых у исламистов уже есть свои «программы развития».

Исламисты же, в свою очередь, до последнего времени успешно манипулировали лишь одним лозунгом — о зачистке страны от остатков прежнего режима. Но если в первые месяцы после революции к таким призывам очень многие прислушивались и готовы было слепо пойти за «Братьями-мусульманами», то сейчас рефреном звучащие цитаты у многих вызывают отвращение. 60-летний Мухаммед Мурси, во многом вторя своему оппоненту, тоже заявил о готовности стать мучеником — во благо революции, против армии и во имя честных и свободных выборов. Вот только наибольшими нарушениями, подлогами и подкупами избирателей в первом туре запятнали себя, как раз, исламисты, не гнушавшиеся никаких методов, чтобы переманить на свою сторону избирателей. И грустной иронией звучит популярная нынче шутка по поводу того, что Мурси был первоначально выдвинут как запасной вариант на выборах. «А чего ожидать от запасного?» — спрашивают египтяне, которые осознают, что в случае победы Мурси будет служить не интересам страны, а религиозной общины «Братьев-мусульман», которая выстраивает жесткие иерархические отношения и во всем повинуется своему наставнику. Лозунг Мурси «Наша сила — в единстве» во многом подтверждает эти опасения электората, передает ИТАР-ТАСС.

Напряженность в стране нарастает с каждым часом. Накал страстей грозит вылиться в новое жесткое противостояние. Масла в огонь подлили принятые в четверг решения Высшего Конституционного суда, объявившего о роспуске нижней палаты парламента исламистского большинства в связи с допущенными в ходе парламентских выборов нарушениями, а также признание неконституционным «закона о политической изоляции», что дало зеленый свет Шафику к дальнейшему участию в президентской гонке. Некоторые революционные движения уже заявили, что не признают итогов выборов, если победит бывший премьер. Армия, со своей стороны, уже пообещала, что будет жестко пресекать попытки помешать избирателям проголосовать на выборах. Для охраны более 13 тысяч участков задействованы порядка 150 тысяч военнослужащих, а также полиция. И, судя по всему, настоящее противостояние может начаться уже после голосования.