http://www.funkybird.ru/policymaker

Греция накануне выборов: страна идет к расколу и анархии

Накануне предстоящих в Греции 17 июня досрочных парламентских выборов лидеры ведущих в настоящее время партий Новая демократия и СИРИЗА щедро раздают популистские обещания, стремясь заручиться максимально широкой поддержкой избирателей. Создается впечатление, что при этом их не заботит вопрос о том, насколько реально будет выполнить взятые обязательства.

Лидер Коалиции левых радикальных сил /СИРИЗА/ Алексис Ципрас, выступая на митинге в городе Агринио, призвал сограждан дать на выборах его партии «четкий и сильный мандат на формирование правительства, которое отменит меры жесткой экономии, вытекающие из меморандума», подписанного Грецией с международными кредиторами о кредитах. Он подчеркнул, что единственная реальная дилемма – это «Меморандум или СИРИЗА». Коалиция левых радикальных сил выступает за немедленное расторжение меморандума и проведение повторных переговоров по условиям кредитного соглашения. По словам Ципраса, Новая демократия и ПАСОК – столпы бывшей двухпартийной системы – «уходят с политической арены, разграбив страну».

СИРИЗА убеждает греков в том, что Евросоюз блефует, когда угрожает лишить страну спасительных кредитов, если Афины откажутся реализовывать болезненные реформы. Обещания лидера партии Алексиса Ципраса национализировать банки и прекратить политику жесткой экономии привели к тому, что представители деловых кругов и международных кредиторов уже сравнивают его с президентом Венесуэлы Уго Чавесом.

«Меморандум /о мерах жесткой экономии в обмен на кредиты/ или реализовывают, или отменяют. Мы просим греческий народ проголосовать за нас, чтобы его отменить», – заявил Ципрас, представляя обновленную политическую программу своей партии. По его словам, «разработана всеобъемлющая и конкретная, современная политическая программа левых сил», которая выносится на суд греческого народа, а не «тройки» кредиторов, и которая гарантирует «социально справедливую финансовую консолидацию и вывод страны из кризиса, восстановление ее возможностей роста и производственного потенциала, а также политического равенства ее участия в еврозоне и ЕС».

«Первым актом правительства левых сил будет отмена меморандума и сопровождающих его законов и замена их на Национальный план восстановления с целью экономического и социального развития, реструктуризации производства и справедливого финансового оздоровления, – пообещал лидер левых радикалов. – Вскоре после этого новое правительство отменит обременительные условия кредитных соглашений и потребует их пересмотра». Что касается устойчивого урегулирования долгового кризиса страны, Ципрас отметил, что будет стремиться к европейскому решению /проблемы/, и в этом контексте повторил, что будет добиваться новой реструктуризации долга с целью его резкого сокращения или моратория на выплату основной части долга и приостановки выплаты процентов по нему до тех пор, пока не сформируются условия для стабилизации и восстановления экономики. Кроме того, по его словам, сумма, выделяемая на обслуживание долга, должна быть связана с темпами роста ВВП Греции.

Одновременно сразу же будет отменен правительственный акт под номером 6-28/2/2012, согласно которому минимальная заработная плата была снижена на 22 проц. /32 проц. – для молодежи до 25 лет/, сокращены пособия по безработице, болезни и материнству, а также отменены коллективные трудовые договоры. Ципрас заявил, что будет восстановлена минимальная заработная плата в 751 евро и пособие по безработице – в 461,5 евро. Пособия по безработице будут предоставляться в течение двух лет.

Лидер СИРИЗА также пообещал, что будут отменены все специальные экстренные налоги и сборы с граждан с малыми и средними доходами, безработных, пенсионеров и тех, кто живет на границе бедности. План левых радикалов предусматривает «стабилизацию первичных расходов /без обслуживания госдолга/, по крайней мере, минимум на уровне 43 проц. ВВП вместо снижения ниже 36 проц. ВВП в результате реализации меморандума, а максимум – на среднем уровне для еврозоны в 46 проц.». Стабилизированные расходы будут покрываться за счет увеличения государственных доходов, которые значительно отстают от среднего уровня по еврозоне /41 проц. ВВП против 45 проц./. По словам Ципраса, корректировка будет происходить за счет налогообложения богатства и высоких доходов с целью увеличения доходов от прямых налогов для выхода на среднеевропейский уровень / т.е. плюс 4 проц. ВВП/ в четырехлетней перспективе для увеличения ВВП на 1 проц. в год. Это, сказал он, потребует радикальной реформы налоговой системы, чтобы определить доход и имущество каждого гражданина и справедливо перераспределить налоговое бремя.

Ориентировочные меры по стабилизации первичных расходов, согласно озвученной Ципрасом программе, включают в себя:

– немедленное замораживание сокращения социальных расходов, зарплат и пенсий для того, чтобы остановить маргинализацию низких доходов и ухудшение доходов среднего класса;

– радикальный пересмотр и перераспределение государственных расходов с тем, чтобы сэкономленные ресурсы повышали качество общественных благ и предоставляемых услуг;

– функционирование и укрепление центрального органа государственных закупок, который будет контролировать ценообразование на товары и услуги, приобретаемые государством у частного сектора;

– применение законов, которые обеспечивают непосредственный контроль над расходами, включая прозрачность, выписку рецептов в электронной форме и использование информационной системы мониторинга за всеми государственными расходами.

К планируемым мерам по увеличению государственных доходов, в частности, относятся:

– создание полного и всеобщего каталога имущества, который будет отражать имущество всех греческих граждан в Греции и за рубежом во всех видах движимого и недвижимого богатства, а также введение строгого наказания путем конфискации имущества тех, кто арестовывается за ложное декларирование составных частей своего имущества;

– изменение налоговых ставок и шкалы доходов физических и юридических лиц и их адаптация к среднему европейскому уровню, чтобы достичь роста доходов за счет облегчения нагрузки на бедных и повышения нагрузки на богатых;

– пересмотр всех специальных налоговых режимов и эффективная борьба с практикой уклонения от уплаты налогов;

– постепенное сокращение ставки НДС и сведение ее к минимуму в ценах на главные продукты питания /хлеб, молоко и т.д./.

– снижение НДС на услуги общественного питания и туризм.

Что же касается внешних источников финансирования экономического развития, то они, по словам лидера СИРИЗА, включают в себя пересмотр планов Национальной инвестиционной программы /ЭСПА/, увеличение уровня использования средств из европейской программы финансирования инвестиций в государствах-членах ЕС с целью борьбы с рецессией и осуществление многосторонней экономической дипломатии.

Ципрас подчеркнул, что целью программы его партии является национализация банков, которые получают средства на рекапитализацию от Фонда финансовой стабильности. Эти банки перейдут под прозрачный общественный контроль. Лидер левых радикалов пообещал также заморозить приватизацию всех госорганизаций стратегического значения, активы которых переданы в Специальный фонд использования госимущества, а также вернуть под госконтроль стратегические компании, которые либо находятся в процессе приватизации, либо уже приватизированы /электричество, телефон, железная дорога, почта, водоснабжение, общественный транспорт и т.д./.

Говоря об иммиграционной политике, лидер СИРИЗА высказался за международные шаги, направленные на устранение причин перемещения людей, постепенную выдачу выездных документов большим группам иммигрантов, которые желают покинуть греческую территорию, а также за упорядочение правовых основ для легализации иммигрантов, живущих и работающих в Греции, и предоставление им равных прав с греками.

Программа СИРИЗА подверглась критике со стороны всех политических партий, включая коммунистов. Представитель Новой демократии Яннис Михелакис отметил: «То, что заявил Ципрас, – это политический обман, многократно превосходящий лозунг «Деньги имеются» Георгиоса Папандреу /под этим лозунгом ПАСОК во главе с Г.Папандреу пришла к власти в 2009 году, обещая повышение зарплат и пенсий в отличие от Новой демократии, которая говорила, что их придется сокращать, так как денег в госказне недостаточно, – прим.корр.ИТАР-ТАСС/. «Мы услышали, как СИРИЗА будет выводить страну из Европы и евро, как рухнут или будут вынуждены покинуть страну последние предприятия, как будут потеряны все надежды безработных на работу, как будет облагаться налогами еще в большей степени средний класс, малые и средние предприятия и свободные предприниматели, как будет еще больше ослабевать греческий флот, как еще более кошмарные масштабы примут преступность и нелегальная иммиграция, и как разрастется до гигантских размеров расточительный госсектор», – сказал Михелакис. По словам представителя НД, сейчас еще более очевидно, что единственной надеждой на вывод страны из кризиса является программа восстановления экономики и облегчения жизни общества в рамках еврозоны, представленная лидером консерваторов Антонисом Самарасом.

Председатель НД, впрочем, тоже не скупится на посулы, обещая в обновленной экономической программе партии создать в стране 150 тыс. новых рабочих мест, тогда как соглашения с «тройкой» международных кредиторов /ЕС, ЕЦБ, МВФ/ предусматривают сокращение до 2015 года 150 тыс. госслужащих. По словам Самараса, с помощью фондов программы государственных инвестиций и при условии изменения кредитного соглашения в сторону обеспечения экономического роста могут быть созданы 150 тыс. новых рабочих мест в середине 2013 года и столько же в 2014 году в частном секторе. Самарас взял обязательство, что в случае победы его партии на выборах в стране не будут вводиться новые налоги и осуществляться поголовные сокращения зарплат и пенсий. При этом остро критикуя партию СИРИЗА, Самарас заявил: «Те, кто говорят об односторонней отмене меморандума, похожи на детей, которые играют со спичками в пороховом погребе!». По словам лидера НД, назвавшего «настоящим кошмаром» политику СИРИЗА, односторонний отказ от меморандума с ЕС и МВФ означает выход из еврозоны, а это приведет к падению жизненного уровня греческого народа за короткий промежуток времени на треть по сравнению с нынешним уровнем».

В представленной Самарасом обновленной экономической программе партии содержатся предложения по обеспечению экономического роста, однако там не сказано ни слова о том, где консерваторы найдут на это деньги. Вот основные обещания Новой демократии греческим избирателям:

– восстановление самых низких пенсий до уровня, который был в 2009 году;

– продление сроков выдачи пособий по безработице на еще один год – до двух лет в общей сложности;

– выдача чрезвычайного пособия по безработице и тем, кто до сих пор не работал;

– урегулирование различных налоговых поборов последних месяцев;

– предотвращение дальнейшего сокращения зарплат в частном секторе;

– как только стабилизируется ситуация в сфере государственных доходов, проведение постепенного повышения необлагаемого налогами уровня с 5 тыс. евро в настоящее время до 8 тыс. евро /предыдущее правительство социалистов снизило этот уровень с 12 тыс. евро до 8 тыс., а затем и до 5 тыс., так как, например, в 2011 году около 2 млн человек, заявившие в своих налоговых декларациях годовые доходы ниже необлагаемого налогами уровня, вообще не заплатили ни евро подоходного налога – прим.корр.ИТАР-ТАСС/;

– замена экстренного налога на недвижимость на новый единый налог, который будет терпимым для всех;

– постепенное снижение налоговых ставок;

– растягивание сокращений государственных расходов в 11,7 млрд евро, запланированных на 2012-13 годы, еще на два года – по меньшей мере до 2016 года;

– отказ от увольнения чрезмерного персонала государственных учреждений и перевод его в специальную организацию трудового резерва с выплатой жалования по крайней мере в течение трех лет;

– меры для облегчения положения греческих заемщиков, взявших кредиты в банках;

– приостановление последствий записи юридических и физических лиц в систему «Тиресиас», которые были туда занесены в течение двух последних лет /Система «Тиресиас» представляет собой базу данных о кредитоспособности бизнесменов и потребителей и в нее заносятся данные о лицах, которые проявили себя несостоятельными как должники – прим.корр.ИТАР-ТАСС/;

– предоставление ликвидности реальному сектору экономики и особенно малым и средним предприятиям;

– применение справедливого взаимозачета долгов государству и со стороны государства, что позволит высвободить ликвидность на рынке;

– немедленные законодательные инициативы по продаже государственной собственности;

– содействие приватизации, в том числе и за рамками того, что предусмотрено соглашениями с ЕС и МВФ;

– восстановление чувства безопасности для граждан с помощью заслона нелегальной иммиграции и массовых высылок нелегалов из страны;

– ускорение провозглашения Исключительной экономической зоны Греции в Эгейском море /из-за отсутствия соглашений о разделении морского шельфа, который может хранить в себе месторождения нефти и природного газа, а также договоренностей о размерах территориальных вод этот вопрос чреват конфликтом с Турцией, которая грозит применить в случае такого провозглашения все меры, включая военные, – прим.корр.ИТАР-ТАСС/.

Программа НД также подверглась жесткой критике со стороны всех партий, включая ПАСОК – возможного союзника консерваторов по правительственной коалиции, если НД удастся завоевать на выборах 17 июня наибольшее число голосов. Лидер ПАСОК, бывший министр финансов Эвангелос Венизелос, выразил «глубокое разочарование» экономической программой правоцентристов. «Слушая Самараса, представлявшего 18 пунктов по урегулированию кризиса, я чувствовал глубокое разочарование как человек, который знает реальную ситуацию, но которому трудно найти партнеров», – подчеркнул лидер социалистов, добавив, что «эпоха легких обещаний и демагогических речей прошла». Венизелос подчеркнул, что единственной национальной стратегией является «изменение негативных элементов кредитного соглашения и сохранение положительных», предупредив, что страна не может терять драгоценное время.

В свою очередь Венизелос раскритиковал и программу СИРИЗА. «После представления программ СИРИЗА и НД для меня стало очевидно, что страна идет к расколу и анархии», – сказал Венизелос, добавив, что «с такими программными установками нет шансов на появление стабильного правительства после выборов 17 июня». По его мнению, даже бонус в 50 мест в парламенте, предоставляемый по законодательству партии, которая получает наибольшее число голосов на выборах, не даст возможность «обеспечить нормальное функционирование правительства». «Вместо того, чтобы обрести надежду и перспективу, мы рискуем очутиться в новом кризисе – кризисе в наших отношениях с Евросоюзом», – сказал лидер ПАСОК, обвинив Новую демократию в том, что «она прибегает к наиболее старомодным, демагогическим речам времен холодной войны», а также партию СИРИЗА в том, что «она ведет к экономической и политической изоляции страны». По мнению Венизелоса, «кое-кто фантазирует, что является наследником Че Гевары».

Лидер небольшой консервативной партии «Действие» Стефанос Манос, бывший в 1992-1993 годах министром финансов и национальной экономики страны и пару раз безуспешно претендовавший на руководство Новой демократией /в 1993 и 1997 годах/, заявил, что «Самарас своими позициями по восстановлению экономики легализует экстремистские позиции Алексиса Ципраса», убеждая население, что можно заставить международных кредиторов внести кардинальные изменения в соглашения о мерах жесткой экономии в обмен на кредиты. По мнению Маноса, «Самарас игнорирует реальность и говорит вещи, которые невозможно реализовать, например, продление на дополнительный год выдачи пособий по безработице».

По мнению авторитетной греческой газеты «Катимерини», Брюссель может сделать Греции три небольшие уступки по меморандуму о мерах жесткой экономии в обмен на кредиты. «Еврозона и МВФ готовы пойти на ограниченный характер «отклонения» от меморандума, если правительство, которое появится после выборов 17 июня, возьмет обязательства по реализации основных целей и реформ, предусмотренных программой, – пишет газета. – В противном случае финансирование будет прекращено, и Греции, так или иначе, придется выйти из еврозоны. Меморандум может быть улучшен, во-первых, за счет продления на 1 год предоставленного стране времени для сокращения дефицита госбюджета при условии, что не потребуется больше средств непосредственно от государств-членов еврозоны. Во-вторых, могут быть внесены частичные изменения в закон о минимальной заработной плате, но при нахождении мер, обеспечивающих эквивалентную экономию. То есть могло бы обсуждаться меньшее сокращение минимальной заработной платы, если будут сделаны независимыми от нее пособия, которые сейчас рассчитываются на основе минимального заработка. Однако в целом как Международный валютный фонд, так и Европейский центральный банк будут настаивать на снижении затрат на рабочую силу, особенно в таких конкурентных сферах экономики как туризм. В-третьих, могут быть приняты меры по стимулированию экономической активности, например, предоставление дополнительных кредитов на 2-3 млрд евро со стороны Европейского инвестиционного банка по ускоренной процедуре». По мнению издания, «возможности пересмотра меморандума любым правительством, которое будет сформировано после выборов, ограничены. По словам высокопоставленного греческого чиновника, распространение кризиса в Испании и Италии не облегчает, как кое-кто думает в нашей стране, а наоборот ухудшает ситуацию для Греции».

Тем временем международное рейтинговое агентство «Мудис» /Moody’s/ понизило 2 июня максимально возможный рейтинг греческих эмитентов на четыре пункта до Caa2. До этого максимальная оценка, присваиваемая эмитентам, не могла быть выше В1. Главной причиной эксперты агентства называют опасения в связи с возможным выходом страны из еврозоны. Информация об этом содержится в соответствующем докладе «Мудис».

Эксперты агентства оценивают риск выхода Греции из еврозоны как «существенный». Кроме того, после подведения итогов внеочередных парламентских выборов, которые намечены на 17 июня, он может существенно возрасти. Вместе с тем, сценарий с выходом страны из единого валютного пространства не рассматривается «Мудис» как вероятный. Основные финансовые потери от решения о выходе Греции из еврозоны могли бы быть связаны с реденоминацией национального долга и задолженности частного сектора, которые базируются на облигациях, выпущенных на основе греческого законодательства, полагают в агентстве.

Национальный банк Греции распространил специальный доклад, в котором попытался предсказать возможные негативные эффекты возвращения страны к драхме. Согласно его прогнозу, выход Греции из зоны евро привел бы к дополнительной рецессии в 22 проц., безработица подскочила бы до 34 проц., а новая национальная валюта обесценилась бы на 65 проц. Национальный банк /»Этники трапеза»/ – крупнейший коммерческий банк страны.

Согласно исследованию, выход Греции из зоны евро привел бы к значительному падению уровня жизни греков, так как снижение дохода на душу населения составит, по крайней мере, 55 проц., исходя из подсчетов в евро. Национальный банк считает, что в таком случае пострадают наиболее экономически слабые слои населения из-за резкой девальвации новой валюты /на 65 проц. от номинала/, очень глубокой рецессии, которая добавит еще 22 проц. к сокращению ВВП страны на 14 проц. в 2009-2011 годах, а также роста безработицы до 34 проц. с примерно 22 проц. экономически активного населения в настоящее время. По мнению экономистов банка, государство будет вынуждено прибегнуть к финансированию своих потребностей за счет печатного станка, что вызовет инфляционную спираль. По оценкам, инфляция достигнет на первоначальном этапе 30 проц. /с нынешнего уровня в 2 проц./, сохраняя сильную тенденцию к дальнейшему росту, потому что она будет расти за счет увеличения цен на импортируемые товары, а это сведет на нет конкурентные преимущества девальвации.

Национальный банк отмечает, что в случае выхода из еврозоны из-за трудностей доступа к иностранной валюте Греция нарушила бы большую часть своих обязательств перед кредиторами /по долгу в 325 млрд евро/, что окажет очевидное негативное воздействие на межгосударственные отношения и торговлю греческих предприятий с зарубежными партнерами. Это привело бы к значительному ухудшению качества жизни. Более того, экономисты отмечают, что данный эффект расценивается как сценарий достаточно мягкого перехода к новой валюте. Если же банкротство будет неконтролируемым, то негативные последствия будут еще более катастрофическими.

В том же докладе Национальный банк упоминает об изменениях, которые могли бы быть реализованы в рамках подписанного с ЕС и МВФ меморандума о кредитах в целях поддержки уязвимых слоев населения. Речь идет об изменениях, которые могли бы усилить социальную составляющую программы, включая увеличение ассигнований на поддержку групп населения, страдающих от кризиса. «Наши партнеры, вероятно, с большей гибкостью подойдут к возможности вышеназванной коррекции и выделению требуемых для этого дополнительных финансовых средств», – отмечается в докладе. Для утверждения таких изменений потребуется решение саммита, а затем ратификация их национальными парламентами стран ЕС. Это может произойти, по мнению Национального банка, если греческие власти смогут гарантировать надежную приверженность целям по решительной реализации реформ и достижению скорректированных финансовых целей.

Под влиянием внешних и внутренних факторов в стране уже возникла проблема снабжения предприятий электроэнергией. 5 июня стало известно, что для ее преодоления правительство Греции решило выделить 250 млн евро в качестве экстренного займа оператору рынка энергии LAGHE, чтобы предотвратить потенциальный энергетический крах из-за кризиса неплатежей. Ранее представители рынка не исключали веерных отключений из-за серьезного дисбаланса платежей на рынке. Так, государственный регулятор не располагал средствами, чтобы расплатиться по своим обязательствам, и с той же проблемой столкнулась Государственная газовая корпорация /ДЕПА/, которой было сложно расплатиться с иностранными поставщиками из-за задержек платежей в самой Греции. Как сообщило агентство «Доу Джоунс», выделяемые правительством средства пойдут на компенсацию долгов оператора, образовавшихся из-за щедрых субсидий в области возобновляемых источников энергии, а также из-за банкротства двух альтернативных поставщиков энергии в 2012 году. Соответствующее решение принял министр финансов Георгиос Занниас на встрече с участниками рынка, а Еврокомиссия одобрила намерения греческих властей, отметило агентство. Средства будут выданы в виде кредитов, чтобы их не сочли прямой помощью компаниям, которая является незаконной по европейским правилам. Деньги в конечном счете пойдут газовой компании ДЕПА, которая столкнулась с трудностями из-за неплатежей со стороны партнеров на внутреннем рынке. Это позволит компании оплатить счета за поставки газа перед российским «Газпромом» и другими компаниями на 67 млн евро.

Есть, правда, и некоторые положительные подвижки в трудной экономической ситуации, в которой оказалась Греция. 28 мая четыре крупнейших греческих финансовых института – Национальный банк Греции, Альфа-Банк, Евробанк и Банк Пирея – получили от ЕС и МВФ 18 млрд евро в рамках программы рекапитализации их фондов, что позволило им вновь получить доступ к ликвидности Европейского центрального банка /ЕЦБ/. В частности, 6,9 млрд евро были переданы Национальному банку Греции, 1,9 млрд евро – Альфа-Банку, 4,2 млрд евро – Евробанку и 5 млрд евро – Банку Пирея в обмен на получение в будущем пакетов их акций. Средства были переведены через Греческий фонд финансовой стабильности /ГФФС/ в виде облигаций Европейского фонда финансовой стабильности / ЕФФС/. Теперь банки могут передать эти ценные бумаги ЕЦБ в качестве залога для получения от него наличности, необходимой для кредитования реального сектора экономики. В задачу Европейского фонда финансовой стабильности входит, в частности, получение на финансовых рынках денег по низким процентным ставкам благодаря гарантиям, предоставляемым государствами-членами еврозоны, и выделение их затем правительствам или банкам, нуждающимся в ликвидности.

Согласно сообщению минфина, «поступление капитала на сумму 18 млрд евро восстанавливает уровень достаточности капитала этих банков и обеспечивает их доступ к ликвидности ЕЦБ и Евросистемы; банки имеют теперь достаточные финансовые ресурсы для поддержки экономики». ЕЦБ прекратил в конце мая предоставлять наличность некоторым греческим банкам из-за того, что у них понизился уровень достаточности капитала.

Греческие банки, потерявшие часть депозитов, которые сняли испуганные вкладчики, до сих пор получали деньги под залог ценных бумаг у ЕЦБ и – под более высокие процентные ставки – из специального механизма выдачи экстренной наличности /emergency liquidity assistance facility/ греческого центробанка. По данным на конец января, греческие финансовые институты заняли у ЕЦБ 73,4 млрд евро и у Банка Греции через данный механизм – 54 млрд евро. Эти суммы вместе равны примерно 77 проц. всех вкладов юридических и физических лиц, которые составили примерно 165 млрд евро в конце марта.

Глава Греческого фонда финансовой стабильности Панайотис Томопулос сообщил 30 мая, что четыре главных греческих банка, получившие от ЕС и МВФ «инъекцию» капитала на свою рекапитализацию, теперь должны в течение трех месяцев разработать планы реструктуризации, включающие сокращение зарплат персонала и закрытие ряда филиалов. По словам Томопулоса, «вкладчики не должны ничего бояться после усиления греческих банков с помощью 18 млрд евро». «Жизнеспособные компании смогут теперь провести повторные переговоры с банками о своих займах для того, чтобы обеспечить себе лучшие условия кредитования», – сказал он.

В свою очередь банки получают доступ к ликвидности, которую предоставляет ЕЦБ, так как их уровень достаточности капитала улучшился и достиг 8 проц. «Одновременно данным шагом полностью обеспечиваются интересы государства», – сказал Томопулос. 30 мая были назначены по одному представителю фонда в административные советы четырех вышеназванных банков, которые пока будут участвовать в работе руководящих органов этих финансовых институтов «с ограниченными функциями». Томопулос категорически исключил возможность того, что государство может занять средства у ГФФС в случае, если иссякнут деньги в госказне. По словам руководителя ГФФС, это противоречило бы закону, на основе которого образован фонд, имеющий на данном этапе портфель облигаций стоимостью 7 млрд евро и примерно 700 млн евро наличными. Соглашение, которые подписали банки о своей рекапитализации, предусматривает проведение комплексного аудита их финансов и разработку программы реструктуризации, которую они должны предоставить в ГФФС самое позднее до конца августа. Фонд, по словам главы ГФФС, вполне возможно, потребует от управляющих советов банков осуществить дальнейшее сокращение их персонала и понижение зарплат.

Цель, которую ставит «тройка» международных кредиторов / ЕС, ЕЦБ и МВФ/, заключается в том, чтобы до сентября была завершена процедура увеличения акционерного капитала банков с участием частных инвесторов для того, чтобы их показатель уровня достаточности капитала поднялся до 9 проц., отметил Томопулос. Условия и процедуры увеличения акционерного капитала будут определены президентским декретом, который как можно быстрее должно подготовить новое правительство Греции после досрочных парламентских выборов 17 июня. Если частные инвесторы не внесут по меньшей мере 10 проц. требуемых новых капиталов в процессе рекапитализации банков, то Греческий фонд финансовой стабильности, который станет главным и крупнейшим акционером крупнейших банков, приобретет более значительную роль в управлении этими финансовыми институтами. При этом, по словам Томопулоса, как международные кредиторы, так и правление ГФФС желают сохранить частный характер греческой банковской системы и создать условия, которые приведут самое позднее в течение пяти лет к продаже фондом полученных им банковских акций частным инвесторам.

В ходе проведенной в марте реструктуризации долга Греции частным инвесторам местные банки, имевшие в своих портфелях суверенные облигации страны, потеряли примерно 28 млрд евро. В рамках второго пакета кредитной поддержки ЕС и МВФ на 130 млрд евро предусматривается выделение около 50 млрд евро греческим банкам для повышения их уровня достаточности капитала. Греческий фонд финансовой стабильности, финансируемый ЕС и МВФ в рамках второго пакета кредитной помощи, уже получил на рекапитализацию банков первые 25 млрд евро, из которых 18 млрд евро переданы четырем крупнейшим банкам. Реструктуризация суверенного долга Греции позволила списать примерно 107 млрд евро долга частным инвесторам, которые понесли убытки, превышающие 70 проц. средств, вложенных ранее в греческие гособлигации.

Представители правительства сообщили также, что Греция может получить доступ к 3 млрд евро, которые остались от первой программы кредитной поддержки ЕС и МВФ на 110 млрд евро, для того, чтобы осуществлять государственные платежи, если ее усилия по увеличению доходов от налогов не увенчаются успехом. «Усилия министерства финансов в настоящее время сконцентрированы на увеличении доходов, – сказал представитель ведомства. – Если эти усилия не дадут результата, мы рассмотрим все альтернативы, включая 3 млрд евро из первого пакета кредитов». 3 млрд евро находятся на специальном зарезервированном счету Греческого фонда финансовой стабильности. По оценкам минфина, доходы государственной казны сократятся более чем на 10 проц. в этом месяце. Государству может не хватить денег для выплаты пенсий и зарплат с середины июня.

По мнению греческой экономической газеты «Имерисиа», любому греческому правительству, которое появится после досрочных парламентских выборов 17 июня, нужно будет договориться с международными кредиторами о моратории на 3 месяца на осуществление мер жесткой экономии, вытекающих из кредитного соглашения. «Практически весь спектр проевропейских партий сейчас думает о том, что потребуется заморозить примерно на три месяца реализацию меморандума, чтобы правительство и «тройка» /ЕС, ЕЦБ и МВФ/ сели за стол переговоров и разработали новую реалистичную программу, которая выведет Грецию из рецессии, – пишет издание. – Падение доходов государства, последующий крах программы бюджетной экономии и, особенно социальная динамика, которая нашла свое выражение в итогах предыдущих парламентских выборов 6 мая и в результатах опросов общественного мнения, неизбежно ведут к новому подходу к данной теме. За три недели до выборов заместитель председателя партии Новая демократия Димитрис Аврамопулос заявил, что необходимо заморозить решения /по новым мерам жесткой экономии/, которые должна на базе меморандума с ЕС и МВФ принять Греция в июле /первоначальный график вообще предусматривал их принятие в июне/, и выразил оптимизм в отношении того, что данное требование будет принято. «Европейцы поняли, что нужно по-другому отнестись к греческой реальности, так как они в любом случае не хотят, чтобы распространение кризиса создало угрозу Европе», – отметил Аврамопулос. Эта позиция предвещает официальную линию Новой демократии, которая, согласно источникам в ее штаб-квартире, намерена просить в случае, если она сформирует правительство /либо в одиночку, либо в сотрудничестве с другими партиями/ о замораживании мер жесткой экономии до сентября для того, чтобы можно было пересмотреть соглашение с ЕС и МВФ».

По словам того же издания, так или иначе программа бюджетной экономии уже не ведет к выполнению целей, поставленных на этот год. «Рецессия составила 6,2 проц. в первом квартале, безработица достигает 22 проц., а дефицит госбюджета на 24 проц. больше, чем в прошлом году, – пишет «Имерисиа». – Как отметил ответственный за экономический сектор Новой демократии г-н Стайкурас, стало ясно, что меморандум не предусматривает мер по экономическому росту и обеспечению государственных доходов и потребуется внесение изменений в госбюджет к сентябрю после того, как завершатся переговоры по пересмотру соглашений с международными кредиторами». Примерно такую же цель ставит и Коалиция радикальных левых сил /СИРИЗА/ после сделанного этой партией разъяснения, что денонсация меморандума с ЕС и МВФ будет осуществляться только на политическом уровне и, следовательно, не будет одностороннего разрыва кредитного соглашения. По словам представителя этой партии, цель СИРИЗА заключается в замораживании всех мер меморандума, которые порождают рецессию. Замораживания и переноса /на последующие месяцы/ мер жесткой экономии, которые требуется принять в июне на 2013-14 годы, потребовал и председатель партии ПАСОК Эвангелос Венизелос, который повторил предложение своей партии о продлении времени финансового приспособления на один год или больше».

Согласно последнему опросу общественного мнения, проведенному социологической компанией «Палс», на досрочных парламентских выборах 17 июня практически равные шансы на победу с 24,5 проц. голосов потенциальных избирателей имеют Новая демократия и СИРИЗА. Предыдущий опрос той же компании показывал незначительное преимущество НД в 0,5 проц. Однако, согласно опросу, проведенному компанией «Ви-пи-ар- си», СИРИЗА набирает 30 проц. голосов; за ней с существенным отрывом следует Новая демократия /26,5 проц./. Согласно опросу компании «МАРК», 64,8 проц. граждан считают, что Греция должна провести жесткие повторные переговоры по пересмотру условий меморандума о бюджетной экономии, тогда как 21,1 проц. греков требуют аннулирования этого соглашения. При этом подавляющее большинство граждан / 87,8 проц./ хотят, чтобы страна осталась в зоне евро. Теперь проведение опросов общественного мнения уже запрещено, и реальный расклад политических сил так и останется до выборов загадкой, которую разрешит только голосование 17 июня.

Одним из двигателей вывода греческой экономики из рецессии, по мнению экономистов, может быть судоходство, где Греция, на удивление многим, сохраняет лидирующие позиции в мировом масштабе, обходя США, Японию и Россию. Так, глава временного правительства Греции Панайотис Пикрамменос, выступая 4 июня на открытии международной судоходной выставки «Посидония-2012», заявил, что греческий торговый флот продолжает занимать первое место в мире, обладая около 15 проц. всей мировой грузоподъемности. По словам премьера, присутствие на нынешней выставке столь большого числа судоходных компаний /всего примерно 1870 фирм из 87 стран, в том числе две организации из России – прим.корр.ИТАР-ТАСС/, а также большого числа представителей международных экономических и банковских кругов является «вотумом доверия» греческому торговому флоту и, следовательно, перспективам греческой экономики. «Это – оптимистический сигнал всем грекам», – сказал Пикрамменос.

Согласно официальной статистике, греческий торговый флот насчитывает 3325 судов общим дедвейтом 227 млн тонн, что составляет примерно 15 проц. грузоподъемности мировой судоходной отрасли. Под греческим флагом ходят 2066 судов, 76 проц. кот