https://www.funkybird.ru/policymaker

Рация как повод для коррупции

МВД России собирается закупить для своих сотрудников средства связи почти на один миллиард рублей. Открытый аукцион ведомство намерено провести уже в январе, перечень оборудования весьма широк — от раций стоимостью от 30 до 50 тысяч рублей до высокотехнологичных центров управления радиосвязью за 30 миллионов рублей за комплект. И полицейские, и эксперты уверены, что обновлять технику в полиции необходимо — но и те, и другие опасаются злоупотреблений и коррупции при заключении контрактов.

В наступившем году МВД России решило обеспечить полицейских новыми рациями. Общая сумма контракта, размещенного на сайте госзакупок — 995 миллионов рублей. Председатель профсоюза работников полиции Михаил Пашкин считает, что новые рации его коллегам не помешают. Однако он не уверен, что именно с этого следовало бы начинать техническое обновление полиции:

– Необходимость в обновлении, конечно, есть, но нужно смотреть, какие цены. Года три-четыре назад обычная рация «Моторола», которая была у гаишников, стоила 300 долларов на черном рынке, а сейчас она, наверное, будет стоить вообще долларов 100. Получается, что на имеющиеся деньги можно половину МВД снабдить этими рациями, если подходить по-нормальному. С другой стороны, в заказе предусмотрена какая-то система против помех – очень серьезная, чуть ли не при атомной войне она будет работать. Вот она, я считаю, совершенно не нужна. Когда у сотрудников дознания или следователей нет выхода даже на межгород и они за свои деньги обзванивают потерпевших из других регионов, когда участковые без компьютеров, а вообще все сотрудники канцелярские принадлежности практически на свои деньги покупают – вот на это бы в первую очередь обратить внимание…

* * *
Газета «Известия», рассказывающая о намерении МВД закупить рации на без малого миллиард рублей, приводит мнение специалиста компании по продаже радиостанций Сергея Иванова. Он считает, что рации 2011 года выпуска, которые собирается закупать МВД, принципиально не отличаются от раций 1995 года — просто они более компакты и их батарейки дольше работают. Также специалиста удивляет цена, которую ведомство готово заплатить за рации, — она доходит до 30-37 тысяч рублей, тогда как радиостанции премиум-класса компании «Моторола» стоят от силы 12-13 тысяч рублей.

Эксперт «Независимого военного обозрения» Виктор Мясников защищает МВД и говорит, что эти требования вполне оправданы:

– В структуре МВД находятся внутренние войска, воюющие на Кавказе. Там вопрос связи один из главных. Рации, выпущенные в 1995 году или даже 10 лет назад, действительно уже устарели не только морально, но и физически. При этом мы видим, что большой диапазон различной техники – скажем, те же транковые станции – для того же Кавказа вещь просто необходимая. Да, зарубежные образцы могут быть дешевле, качественнее и так далее. Но дело в том, что станции делаются под определенный диапазон. И если у нас рабочая частота не совпадает с «Моторолой», то «Моторолу» покупать нет никакого смысла. Или еще момент: скажем, станция «Моторола» в пластиковом корпусе дешевле, чем в алюминиевом. Но у нас есть определенные нормы – и у Минобороны, и у МВД: станция должна иметь определенный запас живучести. Когда по ней ударили или уронили ее, станция не должна расколоться – она должна продолжать работать точно так же, как до этого. И в мороз, и в жару, и на бегу, и после тряски в машине. В общем, не всегда импортная техника удовлетворяет такие требования… Видимо, в МВД назрела ситуация перехода к технике нового поколения и просто необходимо обновить эту технику. А что касается коррупции, откатов и распилов – ничего не могу сказать. Да, это у нас существует сейчас практически повсеместно. Удастся этого избежать или не удастся — тут мне судить трудно, – говорит Виктор Мясников.

Система так называемых «откатов» характерна практически для всех российских министерств и ведомств, и МВД здесь не исключение, считает директор центра антикоррупционных исследований Transparency International Елена Панфилова:

– Когда мы говорим о госзакупках – что в МВД, что в армии, что в любом гражданском ведомстве, – проблемы приблизительно одни и те же: либо размещение заведомо ненужного контракта с целью все куда-нибудь умыкнуть, либо размещение контракта на таких условиях и с такими параметрами, чтобы его получил только один претендент. В той или иной комбинации в наших госзакупках эти проблемы существуют независимо от названия министерства или ведомства. С рациями может получиться ровно то же самое, что с бинтами. Или со стульями, или со столами. Сумма выглядит огромной, но у нас и армия немаленькая. Надо внимательно смотреть документацию, смотреть обоснования. Во-первых, надо выяснить, нужны ли вообще эти рации в том количестве и на такую сумму, посмотреть, как все это обосновывается. Во-вторых, следить за процессом размещения заказа в дальнейшем. Чтобы они покупались на конкурсной основе, с соответствующими параметрами, которые действительно нужны, а не которые кто-то придумал.

* * *
Не так давно повод поговорить о коррупции дали журналистам в другом силовом ведомстве: Министерство обороны выделило 36 миллионов рублей на разработку компьютерных патриотических военных игр. В итоге был создан портал из 4 простых игры, подозрительно напомнивших экспертам уже существующие «Сапер», «Тетрис», «Морской бой» и «Тест на воинское звание». На 36 миллионов, по оценкам специалистов, эти игры не тянут.