https://www.funkybird.ru/policymaker

Приватизация для «своих»

Президент Владимир Путин не так давно подписал указ, согласно которому в течение 2013-2015 годов «Роснефтегаз» может войти в капитал ряда предприятий ТЭКа и поучаствовать в их докапитализации. Этот документ, безусловно, является началом «предпродажной подготовки» энергетических активов в преддверии планирующейся приватизации.

Правительство утвердило ускоренный план приватизации в тот сложный момент, когда страна, по мнению многих экспертов, находится на пороге нового экономического кризиса, а политический кризис уже разгорается. Может быть, именно поэтому он отличается расплывчатостью и необязательностью. С одной стороны, в нем декларируется досрочный выход государства из крупнейших компаний ТЭК, горнорудной отрасли, инфраструктурного бизнеса и госбанков. С другой – конкретные сроки и размеры выставляемых на продажу пакетов акций будут определяться отдельными решениями с учетом текущей конъюнктуры и рисков. Во всяком случае, так сказал на специально созванном по этому поводу заседании правительства премьер Дмитрий Медведев.

Одной из загадок нынешней приватизационной компании является «Роснефть»
При этом масштабы ускоренной приватизации выглядят грандиозно. До 2016 года планируется продажа всех акций «Роснефти» с сохранением «золотой акции». Государство намерено полностью выйти из «Русгидро», «Интер РАО ЕЭС», аэропорта Шереметьево, «Аэрофлота», АЛРОСА. Будут проданы 25 % минус 1 акция «Российских железных дорог», в ФСК ЕЭС госдоля сокращается до 75 % плюс 1 акция. Также намечается сократить долю государства в «Уралвагонзаводе» – до 75 % плюс 1 акция, в «Объединенной судостроительной корпорации» – до 50 % плюс 1 акция и в «Объединенной авиастроительной корпорации» – до 50 % плюс 1 акция.

Экономисты, оценивая эти планы, только разводят руками: продать все это быстро и по хорошей цене на падающем рынке нереально. А в план приватизации включены еще и госбанки: 7,58 % минус 1 акция Сбербанка (с сохранением контроля у ЦБ) и 25,5 % минус 1 акция ВТБ. До 2016 года правительство полностью выйдет из Россельхозбанка.

За первые три года новой волны приватизации (с 2011-го по 2013-й) правительство намерено заработать на продаже госактивов 1 трлн рублей. В прошлом году оно выручило 120 млрд рублей, расчетный доход по итогам нынешнего года должен составить 300 млрд рублей. То есть, даже если план этого года будет выполнен, на 2013-й год остается более половины запланированного дохода. Это наводит на печальные размышления.

До 1 сентября 2012 года будут выставлены на продажу около 200 мелких и средних акционерных обществ. Кроме того, завершится подготовка семи крупных сделок: продажа 25 % «Апатита», 100 % «СГ-Транса», 55 % Ванинского морского торгового порта и по 25,5 % Мурманского морского торгового порта, авиакомпании «Сибирь», Архангельского тралового порта и ТГК-5. Также на этот год запланировано уменьшение на 10 % госдоли в «Роснано».

«Это те пакеты, которые, в принципе, на сегодняшний день уже более или менее готовы к продаже и могут быть реализованы в относительно короткие сроки», – утверждает министр экономического развития Андрей Белоусов. Его оптимизм не разделяет целый ряд экспертов. Рынки продолжает лихорадить, Европа находится в состоянии рецессии, велика вероятность новой волны падения индексов. Как в таких условиях продать компании по хорошей цене? Да еще и по ускоренному графику. Уж лучше не форсировать события, а продавать пакеты тогда, когда будет благоприятная рыночная конъюнктура.

Но власть торопится. И, видимо, правы те представители оппозиции, которые утверждают, что «мотором» нынешней приватизации служит неодолимое желание власть имущих поскорее передать государственные предприятия в руки «своих» людей. Прежней «стабильности» уже нет, но «спасти» собственность можно.

Да, на продажу будут выставлены крупные и, возможно, контрольные пакеты акций приватизируемых госструктур. Но допустят к их приватизации только избранных. Помните, как это было в 90-е? Как со скандалом, с публичной полемикой, с уничижительными комментариями по телевидению от участия в аукционе отстраняли реальных, но «чужих» участников. Как потом сходились в битве «нанайских мальчиков» две никому не известные компании, представлявшие одного и того же олигарха, и очередной лакомый кусок госсобственности уходил чуть ли не по стартовой цене. Кто даст гарантию, что мы не увидим этот же спектакль еще раз? Или у нас уже кончились пивные, по адресу которых можно зарегистрировать новую «Байкалфинансгруп»?

В том, что к приватизации крупных пакетов акций серьезных компаний будут допущены только «свои», сегодня мало кто сомневается. Ну, не для того контроль над этими активами столь тщательно консолидировался в последнее десятилетие, чтобы сейчас они уплыли в руки совершенно посторонним инвесторам. В пользу этой версии говорит и указ президента, о котором мы сказали в начале. Участвовать в приватизации государственных и покупке частных нефтегазовых и энергетических компаний теперь сможет «Роснефтегаз», в совет директоров которого входит новый глава «Роснефти» Игорь Сечин. Правительству поручено закрепить за «Роснефтегазом» статус инвестора по отношению к компаниям отрасли, пакеты акций которых планируются к приватизации до начала 2015 года.

Покупать активы «Роснефтегаз» будет за счет прибыли. Все бы ничего, да только бюджет при этом лишится заложенных в него 89 миллиардов рублей доходов от дивидендов этой компании. Есть после этого у кого-то вопросы, почему речь постоянно идет о повышении пенсионного возраста, трудового стажа, акцизов на бензин и так далее?

Между прочим, одной из загадок нынешней приватизационной компании является «Роснефть». На заседании правительства, посвященном вопросу приватизации, настоящей сенсацией стало известие о том, что вместо продажи дополнительных 15 % акций в частные руки государство планирует к 2015 году продать всю свою долю в компании, то есть примерно 76 %. При этом ясности в вопросе о том, как, когда, кому и за какие деньги будут продавать главный нефтяной актив государства, не прибавилось.

Так, первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил по этому поводу: «Мы торопиться не будем. Если будет хорошая сделка, хорошие условия по «Роснефти», и у нас будет возможность провести такую сделку, конечно, ее проведем. Если нет, то нет смысла ставить цель немедленно начать продажу активов в момент, когда мы не можем получить хорошей цены и хорошего инвестора». Какую цену и какого инвестора имеет в виду Шувалов?

Лица покупателей спрячутся за номинальными держателями и цепочкой оффшоров
Как мы помним, в свое время до покупки «Славнефти» не была допущена китайская государственная нефтяная компания. Хорошими инвесторами тогда оказались Роман Абрамович и Михаил Фридман, хотя их «хорошая цена» была в два с лишним раза меньше той, что предлагали китайцы. Теперь Шувалов объясняет, что «Роснефть» будет частной компанией, однако станет ли она таковой путем обмена активов или обмена с продажей, пока непонятно. Но очень возможно, что стратегическим инвестором компании в итоге станут иностранцы.

Эксперты подозревают, что таким инвестором, более того, первым стратегическим акционером крупнейшей российской нефтяной компании, до сих пор тщательно оберегавшейся от «тлетворного влияния Запада», может стать американская Exxon Mobil. Тем более, что именно с этой компанией уже заключен договор об освоении арктического шельфа. Есть и еще одно интересное экспертное мнение: в целом ряде случаев никто не узнает имен покупателей – их лица спрячутся за номинальными держателями и цепочкой оффшоров.

Не зря же в контролируемой партией «Единая Россия» Госдуме не прошел законопроект о том, что те, кто не является акционерами данной компании и не заявляет своего конечного бенефициара, не могут получать дивидендов. А ведь требование публичного оглашения конечных бенефициаров должно было привести к падению значительной части «теневого» спроса на акции наших компаний. Именно это обстоятельство, а также прозрачность сделок могут привлечь настоящих крупных инвесторов. Но нет, об этом речь не идет.

Уже сегодня ясно, что новая волна приватизации состоится «при любой погоде»: слишком значительные силы в ней заинтересованы. И отличаться от неоднократно проклятой приватизации 90-х она будет незначительно. Все опять поделят «по-братски». И ни государство, ни тем более рядовые граждане ничего с этого не получат.