https://www.funkybird.ru/policymaker

Иран под натиском санкций

Исламская республика Иран после революции 1979 года уже не раз бывала объектом экономических санкций. При президенте Рональде Рейгане был запрещен весь импорт из Ирана в США. Еще дальше пошел демократ Билл Клинтон, при котором в 1995 году были прекращены вообще все экономические отношения между странами. С этого времени подобный режим торговых отношений между двумя странами принципиально не изменился.

Тем не менее с 1 июля официально начнет действовать запрет на продажу оборудования, передачу технологий и вложение инвестиций для нужд нефтехимической отрасли Ирана, на создание совместных предприятий, а также эмбарго на поставки иранской нефти в ЕС – 20 % всего экспорта из ИРИ. Стоит отметить, что многими обозревателями не исключается сценарий, при котором этой стране все сложнее будет находить рынки для реализации основного экспортного продукта – нефти. В марте-апреле 2012 г. традиционные импортеры иранской нефти, такие как Китай, Южная Корея, Япония и Турция, значительно сократили объемы своих закупок у Тегерана или объявили о намерении пойти на этот шаг. Так, в марте 2012 г. Корея импортировала только 155 000 баррелей иранской нефти в день, что было на 40% ниже по сравнению с показателем годичной давности. В этот же период серьезно упали и объемы китайского импорта. В марте 2012 г. Пекин покупал 346 183 барреля в сутки, что было примерно на 50% меньше по сравнению с мартом 2011 г. В марте 2012 г. Япония закупала лишь 355 400 баррелей иранской нефти в сутки (для сравнения: в марте 2012 г. Токио импортировал 379 200 баррелей нефти в сутки). Более того, японское правительство взяло на себя обязательство на 80% сократить закупки иранской нефти в апреле 2012 г. Турция также объявила о своем намерении снизить объемы импорта иранской нефти в апреле 2012 г. на 20% (в прошлом году в это же время Анкара покупала у Тегерана 177 000 баррелей нефти в сутки). По оценкам Международного энергетического агентства, к концу 2012 г. объемы нефтедобычи в Иране упадут с 3,7 млн баррелей в сутки в январе 2012 до 2,8 млн с последующим снижением до 2,6 млн в 2013 г. В свое время такие санкции были применены против Ирана в период пребывания у власти премьер-министра М. Мосаддыка в ответ на национализацию иранской нефтяной промышленности и закончились военным переворотом 1953 г., сместившим националистическое правительство.

В ответ на усиление режима санкций, которые стали рассматриваться иранским руководством как война против ИРИ, лидер страны Али Хаменеи, выступая с новогодним посланием 21 марта 2011 г., объявил четвертое десятилетие существования исламской республики «Декадой прогресса и справедливости», а новый 1390 (2011/2012) – годом экономического джихада, тем самым признав, что главные проблемы страны связаны с экономикой. Он заявил: «Санкции, введенные врагами иранского народа против Ирана, были направлены на торможение нашего развития, ослабление темпов продвижения. Самым ключевым вопросом страны является экономическая проблема. Именно поэтому я называю текущий год годом «экономического джихада» и ожидаю от правительства и народа Ирана удвоенных усилий на экономическом направлении, как и положено при джихаде». По форме и значимости это обращение религиозного лидера можно рассматривать как фетву – следовательно, содействие экономическому развитию страны возведено в ранг религиозного долга. В Иране было создано десять комитетов, в задачу которых входит разработка контрмер по нейтрализации последствий экономических санкций.

По данным Министерства финансов и экономики Ирана, в период с 2006 по 2011 годы ВВП Ирана вырос в два раза, с 241 до 482 миллиардов долларов. Правда, большая часть роста обеспечивалась сырьевыми отраслями (16,5 % ВВП). В тех же отраслях, что ориентированы на удовлетворение внутреннего спроса (на перерабатывающую промышленность приходится примерно 13 % ВВП страны), за эти годы наблюдаются слабые темпы роста. При этом известно, что в нефтяную промышленность Ирана из различных источников было инвестировано более 30 миллиардов долларов. Прямые иностранные инвестиции в Иран составили 4,3 миллиарда долларов в прошлом календарном году, который закончился 19 марта. Эти инвестиции были направлены в сырьевые экспортно ориентированные отрасли. При этом известно, что в нефтяную промышленность Ирана из различных источников было инвестировано более 30 миллиардов долларов.

По уровню дохода на душу населения Иран, по формулировке Всемирного банка, входит в группу стран с высоким уровнем дохода на душу населения (от 12 276 долларов и выше). Но если рассмотреть структуру этих доходов, видно, что основную долю занимают субсидии, выделяемые населению из нефтяных доходов страны. Они позволили повысить уровень социальной защищённости, развить здравоохранение и поднять образование иранцев. На субсидирование бензина, электричества, газа, хлеба и базовых продуктов питания ежегодно выделялось около 100 миллиардов долларов. ИРИ заняла первое место в мире по размеру бюджетных субсидий, направленных на поддержание низких цен на топливо.

Но сегодня страна уже не в состоянии выделять из государственной казны столь крупные дотации и переходит к адресной социальной помощи малоимущих слоев населения. В конце апреля Центральный банк ИРИ выпустил доклад о текущем состоянии экономики. Согласно этому документу, цены на 33 основных потребительских товара в стране выросли за период с 15 апреля 2011 г. по 13 апреля 2012 г. на 18 — 146%.

В силу этих причин в Иране идет разработка реформы, целью которой является отмена субсидий. Пока речь не идет о полной их отмене, на первом этапе реформы государство продолжит субсидировать 25% стоимости воды и 45% стоимости электроэнергии. Аналогичным образом решается вопрос с ценами на хлеб, которые должны привести к большей заинтересованности сельскохозяйственных производителей в увеличении сборов пшеницы. По расчетам правительства, сокращение субсидий должно принести в бюджет до пяти миллиардов долларов в год.

Отметим также, что в стране продолжается рост безработицы. К этой тенденции приплюсовывается другая – многие из работающих заняты неполный день и готовы работать ниже минимально оговоренной зарплаты дабы не потерять работу или профессиональные навыки. То же ИРНА опубликовало слова одного профсоюзного деятеля из северной провинции Мазендеран, утверждающего, что ныне многие работодатели дают на подпись наемным рабочим договоры, в которых не оговаривается размер зарплаты и платят то, что им заблагорассудится. Многие такие рабочие постоянно находятся под угрозой потерять рабочее место, поэтому готовы на любые условия, лишь бы добыть пропитание своим семьям. По данным Генерального секретаря иранского Дома Рабочих Али Махджуба, за последний год в Иране закрылось порядка 1200 промышленных предприятий, что пополнило армию безработных примерно на 100 тысяч.

Сокращение потока прямых иностранных инвестиций, доля которых и так была невелика, предполагается заменить с использованием ряда инструментов:

1.Фонд национального развития был создан в 2010 г. в рамках реализации пятого пятилетнего плана развития ИРИ (2010 – 2015) для финансирования проектов по развитию экономической инфраструктуры страны. Основным источником его формирования были и остаются отчисления определенного процента от доходов иранского правительства от экспорта нефти (помимо этого Фонд национального развития «унаследовал» остаток средств, находившихся на балансе его предшественника – Нефтяного стабилизационного фонда). До 2012 г. в Фонд отчислялось 20% доходов, однако в 2013 и 2014 гг. этот показатель будет увеличен до 23% и 26% соответственно.

2. Фонд для обездоленных. Он объединяет более ста разнопрофильных компаний, и официальной стороной его деятельности является «помощь обездоленным» и развитие социальной инфраструктуры. Основанный указом духовного лидера Ирана аятоллы Хомейни 28 февраля 1979, Фонд получил на баланс национализированное имущество и собственность шаха М. Реза Пехлеви после прихода к власти духовенства Ирана. Председателем Фонда фактически является нынешний духовный лидер страны аятолла Сейед Али Хоменеи. Президентом Фонда назначен в 1999 году М. Форузанде, который до этого занимал пост министра обороны в правительстве бывшего президента ИРИ А.А. Хашеми-Рафсанджани. Согласно уставу организация действует как независимое юридическое лицо. Фонд имеет собственную авиакомпанию, морской флот, финансово-кредитный центр с 253 отделениями по всей стране. Фактически «Фонд для обездоленных» является одной из немногих структур в Иране, которые имеют по своим финансовым ресурсам реальные инвестиционные возможности, которые он может, как уже упоминалось, использовать в обход существующих ограничений.

3. Корпус стражей исламской революции. По мнению ряда экспертов, подконтрольными Корпусу компаниями являются инженерная корпорация «Хатам-оль-Анбия», холдинг «Бахман Груп», Национальная строительная компания, Организация оборонной промышленности, банки «Сепах» и «Садерат», официальный дилер «Мерседес-Бенц» в ИРИ, авиакомпания «Пайам Эйр», фирма «Санайее электронике Иран». Считается, что КСИР управляет рядом иранских компаний, работающих за рубежом. В частности, аналитиками называется зарегистрированная в Дубае (ОАЭ) фирма «Ал-Макассиб», а также фирмы, находящиеся в ведении «Хизбаллы» в Ливане. Подконтрольные КСИР компании выполняют в Иране достаточно широкий спектр работ – от развития аграрно-промышленного комплекса и торговли бытовыми товарами до разработки нефтегазовых месторождений.

Необходимо отметить, что испытываемые Ираном трудности явились следствием не только введенных международным сообществом санкций, но и результатом экономической политики иранского руководства, проводимой им с 2006 г. В частности, сказалась ситуация, когда в 2007 – 2009 гг. для снижения внутренних цен на целый ряд бытовых товаров и продуктов питания правительство Махмуда Ахмадинежада допустило их бесконтрольный импорт, значительно снизив ввозные пошлины. Данное решение, в свою очередь, привело к упадку внутренних производителей. На это наложилось негативное влияние международного экономического кризиса, а также поздно начатые правительством Ахмадинежада экономические реформы. Наиболее благоприятное время для проведения последних (такое как пиковый период нефтяных доходов ИРИ в 2005 – 2008 гг.) было упущено. Вместо этого сокращение предоставляемых населению госсубсидий пришлось на время экономического кризиса, вызвало рост цен на коммунальные услуги, бытовую продукцию и продукты питания, а также предсказуемо привело к инфляции и ухудшению социального климата.