https://www.funkybird.ru/policymaker

В случае нападения на Иран «Дагестан» России не поможет

Москва судорожно ищет ответы на вызовы, которые бросает ей развитие ситуации вокруг Ирана.

Москва судорожно ищет ответы на военно-стратегические вызовы, которые бросает ей развитие ситуации вокруг Ирана и в Сирии. В начале июля, напоминает «Свободная пресса», Каспийская флотилия России пополнится новым ракетным кораблем проекта 11661 «Дагестан», который станет самым мощным в составе наших военно-морских сил на Каспии. Более того, это первый серийный корабль в ВМФ России, на вооружении которого стоит новейший универсальный ракетный комплекс «Калибр-НК», способный применять высокоточные ракеты по надводным и морским целям. Справочная дальность применения комплекса (8 ракет) составляет до 300 километров, однако ряд средств массовой информации утверждает, что он способен поражать наземные цели на дальностях до 2600 километров.

Зачем России на Каспии такой корабль, вооруженный российскими аналогами американских крылатых ракет «Томагавк»? – задается вопросом издание. Для противостояния кому? Ведь ни одно прикаспийское государство не имеет в составе своих ВМС хоть в чем-то сопоставимого по боевой мощи корабля. Тем самым Россия готовится к войне за Иран? Или, быть может, наоборот — с самим Ираном, но уже в составе почти оформившейся антииранской коалиции?

Последнее вроде бы выглядит сейчас полным абсурдом, учитывая, какие усилия прилагает российская дипломатия, чтобы спасти от внешней агрессии и Сирию, и Иран. Но одно дело — текущие дела российского МИД, и совсем другое – тайные планы военно-политического руководства России. Как показал совсем недавний (и очень, кстати, печальный для России) опыт «разрулирования» ситуации в Ливии, тут, как говорится, возможны варианты…

Начать с того, что включение в состав Каспийской флотилии корабля с таким вооружением выглядит, скажем так, довольно экзотически. Заместитель президента Академии геополитических проблем, доктор военных наук, капитан 1-го ранга Константин Сивков так описал изданию его возможное предназначение:

«На кораблях типа «Дагестан» могут быть установлены ракетные комплексы с дальностью стрельбы 250-300 километров. Ракетный комплекс «Калибр-НК», о котором идет речь, является аналогом американского «Томагавка». Я думаю, что утверждение, будто этот корабль будет способен стрелять по наземным целям на дальности до 2600 километров, является просто опечаткой журналиста, которую растиражировали его коллеги. Ни в одном справочнике вы не найдете сведений, будто этот комплекс способен стрелять на такие расстояния. Дело в том, что ракета такого класса будет способна ударить на 2600 километров только в ядерном снаряжении, когда боевая часть весит не полтонны, а 100 килограммов. Но оснащать сторожевой корабль водоизмещением всего 1500 тонн ядерным оружием, да еще отправлять его на Каспий является тяжелым бредом. Я уверен, никто этого делать не станет. Но и корабль с «рукой» даже в 280 километров в этом районе является избыточным. Для стрельбы по морским целям там вряд ли найдутся достойные объекты. У этих ракет боевая часть – полтонны, а там самый крупный корабль имеет водоизмещение 1500 тонн. Его просто разнесет в клочья. Поэтому я считаю, что «Дагестан» ориентирован на применение по наземным целям. Но для поражения наземных целей нескольких ракет, которые он несет, будет маловато. Они обеспечат поражение в лучшем случае одного объекта, такого как аэродром или командный пункт…

Я сегодня не вижу там для него задач. Если бы имел место военный конфликт с Ираном, намного эффективней был бы удар Ту-95МС или Ту-160, которые несут ракеты, аналогичные тем, что установлены на «Дагестане». У них этих ракет значительно больше. Плюс самолеты очень мобильны и обладают большей боевой устойчивостью. Чтобы нанести серьезный ущерб военным объектам противника, нужно сделать залп 200-300 ракет. На это у нас способна только стратегическая авиация. К тому же сегодня последнее, что хотел бы получить Иран, это обострение отношений еще и с Россией. Он и так в международной изоляции. Поэтому не стоит ожидать военного конфликта между нашими странами. Я думаю, что корабль с таким вооружением гораздо нужнее в составе других флотов России, а на Каспии он является совершенно избыточным».

Так почему наше военное руководство все-таки направило на Каспий такой корабль, интересуется издание. «Видимо, рассматривается вероятность его применения в направлении Центральной Азии или в случае обострения ситуации на Кавказе, — предполагает эксперт. — Конфликты между Южной Осетией и Грузией, Арменией и Азербайджаном продолжают тлеть. Давайте посмотрим, по кому этот корабль может воздействовать при дальности применения ракет в 300 километров? Это Иран. Но мы уже установили, что атаковать его таким способом — глупость. Ракеты могут быть направлены по Азербайджану на глубину 300 километров или через Дагестан по Грузии. Но такой корабль может быть легко уничтожен силами тактической авиации противника. Казахстан и Туркмению даже не рассматриваем – это почти своя территория. Я думаю, что этот корабль могли перевести на Каспий, потому что наша страна готовится к началу конфликта на Ближнем Востоке и потому проводит общее усиление наших сил в этом регионе. Я думаю, что наше руководство осознает неизбежность большой войны в регионе».

Отправка корабля проекта 11661 «Дагестан» на Каспий, кстати, не стала какой-то явной неожиданностью, о чем можно судить хотя бы по названию, которое ему присвоено. В конце прошлого года военные источники «Независимой газеты» уже информировали, что геополитическая обстановка, складывающаяся вокруг Сирии и Ирана, побуждает Россию в ускоренном порядке совершенствовать свои военные группировки в Закавказье, на Каспии и в регионах Средиземного и Черного морей. Причем, в военной сфере подготовка России к минимизации потерь от возможных военных действий против Тегерана была начата еще более года назад, а к исходу 2011 года она была почти завершена. По информации источников в Минобороны, в октябре-ноябре 2011 года полностью оптимизирована 102-я военная база в Армении. Семьи военнослужащих вывезены в Россию, а российский гарнизон, дислоцированный близ Еревана, сокращен, воинские подразделения, дислоцированные там, переведены в район Гюмри, поближе к турецкой границе. Именно с территории Турции возможны удары войск США по объектам в Иране. Какие задачи в связи с этим будет решать 102-я база – пока не совсем ясно. Но известно, что с 1 декабря с. г. в полную боевую готовность приведены российские войска на военных базах в Южной Осетии и Абхазии. А корабли Черноморского флота дрейфуют неподалеку от границы с Грузией, которая в этом конфликте может выступить на стороне антииранских сил.

В Избербаше (Дагестан), то есть почти рядом с азербайджанской границей, в постоянную боевую готовность приведен отдельный береговой ракетный дивизион, оснащенный противокорабельными ракетами берегового комплекса «Бал-Э», дальность действия которых составляет 130 км. А в район Махачкалы и Каспийска из Астрахани передислоцированы все ракетные катера Каспийской флотилии для создания здесь единой корабельной группировки. При этом к флагману флотилии, сторожевому ракетному кораблю «Татарстан», сообщало тогда издание, вскоре должен присоединиться и ракетный корабль «Дагестан». Именно это, собственно, сейчас и произошло.

Источники издания отмечали также, что в Минобороны озабочены состоянием материально-технического обеспечения группировки войск в Армении. 102-я военная база – это ключевая точка, форпост России в Закавказье. Она занимает очень важное геополитическое положение. Но в Кремле опасаются, что это положение будет утрачено. Это, действительно, для России в случае войны США и Израиля против Ирана станет катастрофой.

На самом деле, настоящей катастрофой для России станет даже не утрата военных баз в Армении (хотя это, конечно, будет очень чувствительной потерей), а гораздо более масштабные сдвиги в ситуации, которые могут произойти вследствие агрессии против Ирана Израиля ли, США ли, совместного ли их альянса, или вообще широкой антииранской коалиции.

«Давайте представим, что Иран оказывается под контролем США, также как сейчас Ирак, — предостерегал сравнительно недавно на страницах сайта bs-kavkaz.org эксперт Института стран СНГ Михаил Александров. — Режимы в Туркмении и Узбекистане сразу же переориентируются на Вашингтон. Азербайджан вступит в НАТО вместе с Грузией. На Каспии появляется американский флот. Армения оказывается отрезанной от России. В этих условиях Еревану не остается ничего другого как выйти из ОДКБ, сдать Нагорный Карабах и тоже присоединиться к НАТО. Запад создает энергетический коридор из Центральной Азии в Турцию и далее в Европу. Последняя уже не нуждается в российских энергетических ресурсах. Их закупки резко падают, цены на российский газ и нефть сильно снижаются. Российская экономика, лишенная нефтегазовых доходов, начинает буксовать, поддерживать военный бюджет на адекватном уровне уже невозможно. Ядерный потенциал России постепенно устаревает. Между тем Россию со всех сторон окружают американские системы ПРО, а затем и ракеты первого удара. И лет через двадцать Москва получает стратегический мат без всякой ядерной войны. Ей не остается ничего более как капитулировать и распустить Российскую Федерацию. Вот такой печальный сценарий вырисовывается перед нами, если мы не предпримем адекватных ответных мер на американское вторжение в Иран».

О таком сценарии развития событий военно-политическое руководство России (преспокойно сдавшее недавно Ливию, чем открыло Западу путь на Сирию и далее – на Иран), наверняка, предпочитает сейчас даже не думать, как о каком-то кошмарном сне. Но, к сожалению, этот-то вариант (или очень близкий ему) очень даже возможен.

Пока, как видим, российское военно-политическое руководство, бросив в бой свой дипломатический «фронт» в лице МИДа, ограничивается, в сущности, довольно скромными военно-оперативными приготовлениями на случай парирования угроз, которые несет в себе агрессия Запада против Ирана. Но что такое, в конце концов, один небольшой корабль – пусть и такой современный, как «Дагестан», — в сравнении с сотнями боевых американских самолетов и сотнями крылатых «Томагавков», уже заготовленных для удара по Ирану? Да почти НИЧТО. Тем более что само российское руководство в лице тогдашнего президента Медведева с его окружением решило не выполнять контракт на поставку Ирану комплексов ПВО дальнего радиуса действия С-300, которые могли бы остудить голову агрессоров, привыкших безнаказанно бомбить Югославию, Ирак, Ливию…

Советский Союз, помнится, совместно с Китаем оказали в свое время бесценную помощь Северной Корее, направив туда, соответственно, своих летчиков и пехотинцев и снабдив армию Ким Ир Сена оружием. Результат был налицо. То же самое произошло во Вьетнаме, откуда американцы с позором бежали. Трудно, конечно, рассчитывать, что нынешнее руководство России (да и Китая) хотя бы с какой-то долей той прежней решимости поддержат Иран. Однако в Москве и Пекине (особенно, конечно, в России) не могут не понимать, что захват американцами всего «Большого Ближнего Востока» будет означать и катастрофу для них. Пришла пора делать выводы – и не такие, как направление на Каспий корабля «Дагестан».