https://www.funkybird.ru/policymaker

За что Беларусь отомстила Украине?

Отказ Беларуси выдать Украине банкира Павла Борулько — далеко не первый конфликт сторон в делах такого рода. Примечательно, что как минимум дважды в аналогичных историях с носом оставались именно белорусские правоохранители.

Самый известный случай был связан с живущим в Украине белорусским оппозиционером Игорем Коктышем. В Беларуси Игоря обвиняли в разбойном нападении и убийстве, однако он был полностью оправдан судом. Опасаясь преследования за свою политическую деятельность, он в 2002 году уехал в Украину, где живет до сих пор. Правда, попытки получить там политическое убежище успехом не увенчались. Но и о Родине Коктыш не забыл — в ходе президентской кампании 2006 года он активно поддерживал кандидата в президенты от объединенных демократических сил Александра Милинкевича.

Родина также помнила своего «героя». 25 июня 2007 года Игорь Коктыш был задержан неизвестными людьми в Севастополе. Сам он утверждал, что операцию по его захвату и передаче в руки украинских правоохранителей провели белорусские спецслужбы. Почти три года Коктыша продержали в СИЗО. Беларусь официально требовала его экстрадиции. Однако в ситуацию вмешались международные и межправительственные организации, в том числе и Европейский суд по правам человека, который признал арест белоруса незаконным. Коктыша освободили в феврале 2010 года. Правительство Украины, по решению суда, за «причиненные неудобства» обязано было выплатить ему 7 тысяч евро.

Еще одним известным «пленником» Украины по запросу Беларуси был бизнесмен Павел Молочко. Охотился на него КГБ.

Молочко являлся фигурантом громких коррупционных дел на белорусской таможне. В Беларуси бизнесмен обвинялся в создании преступной организации и участии в ней. Задержали его по наводке Генпрокуратуры Беларуси в Украине в феврале 2010 года. Однако экстрадировать Молочко не получилось, так как тот оказался гражданином Германии. Его адвокат настрочил жалобу в Европейский суд по правам человека, и весной 2011 бизнесмен вновь обрел свободу. Содержался он в СИЗО Днепропетровска. Известно, что в «гости» к нему в изолятор приезжали белорусские чекисты. И опять же Украине пришлось раскошелиться за незаконные действия с подачи белорусской стороны в отношении гражданина другой страны. Европейский суд по правам человека обязал правительство Украины выплатить Павлу Молочко 30 тысяч евро в качестве компенсации за моральный вред и понесенный ущерб.

Очевидно, что с фигурантами уголовных дел помельче у белорусских и украинских правоохранителей проблем не возникает. Однако там, где присутствует запах политики или очень больших денег, стороны готовы игнорировать даже подписанную ими (в Минске, кстати) 22 января 1993 года Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Что касается беглого и разыскиваемого украинской госбезопасностью банкира Павла Борулько, выдача которого якобы «противоречит законодательству Республики Беларусь», то и здесь, очевидно, не обошлось без высших сил.

Например, глава адвокатского объединения «Паритет» Юрий Поваляев считает, что отказ белорусской стороны является дипломатическим ответом на «туманный» запрос Генпрокуратуры Украины о выдаче. «Когда сторона не хочет экстрадиции, она составляет пакет документов таким образом, чтобы ей отказали», — намекает юрист на связи Борулько с влиятельными лицами Украины.

В украинских СМИ сообщалось, что банкир женат на племяннице бывшего генпрокурора Украины Александра Медведько, а ранее даже работал помощником главы правительства, которым некоторое время руководил Виктор Янукович — нынешний президент.

Нельзя не учитывать и большие деньги, в хищении которых подозревается Павел Борулько, отсидевший в СИЗО КГБ полгода. Сумма немалая для наших краев — свыше 77 млн долларов…