https://www.funkybird.ru/policymaker

Медведев и Миллер обсудили украинские заявления по газу

Украина должна учитывать, что у России существуют разные варианты поставок газа в Европу — в том числе через Белоруссию и по трубопроводу «Северный поток». Об этом Дмитрий Медведев заявил на встрече с главой «Газпрома» Алексеем Миллером. Обсуждалось сотрудничество с Киевом и те проблемы, которые могут его осложнить. «Газпром», в частности, беспокоит возможное невыполнение Украиной обязательств по выборке российского газа.

Начало нового года у «Газпрома» прочно ассоциируется с Киевом и проблемами в отношениях. Оставить противоречия в ушедшем году так и не удалось. «У меня перед Новым годом была встреча с президентом Украины, где мы обсуждали различные вопросы и варианты сотрудничества, — заметил российский лидер Дмитрий Медведев. — И не только речь шла о каких-то там новых документах, а, прежде всего, речь шла о новых крупных проектах. Что-то удалось сделать или сейчас ситуация пока еще не развивается?», — обратился президент с вопросом к председателю правления ОАО »Газпром» Алексею Миллеру.

«Нет, Дмитрий Анатольевич, ничего существенно нового не произошло, — рассказал Миллер. – «Газпром» беспокоят и заявления, которые сделаны в течение последних дней, о том, что Украина собирается отбирать значительно меньше газа, чем предусмотрено контрактными условиями».

Значительно меньше – это почти вдвое меньше: вместо прописанных в контракте 52 миллиардов кубометров – 27. Впрочем, на этот случай в соглашении прописаны особые условия.
«Предусматривается так же возможность применения условия «бери или плати», цена тогда составляет по условиям действующего контракта с Украиной 80 процентов», — сообщил глава «Газпрома».

— А в случае невыборки какие там предусмотрены?
— Ну, в случае невыборки действует условие как раз «бери или плати».
— То есть нужно платить за невыбранное?
— Да, уже надо платить за невыбранный газ.

Учитывая, что цена на российский газ для Украины – около 400 долларов за тысячу кубометров, за невыбранный газ Киев должен будет заплатить примерно 6 миллиардов долларов. Контракт, в 2009-м положивший конец так называемой «газовой войне» и рассчитанный до 2019, в Киеве не раз называли кабальным, но никогда не ставили под сомнение его законность. И, исходя из действующей цены, верстали бюджет на этот год.

«Украинская сторона считает, что мы можем в случае нарушения ею условий контракта действовать в цивилизованном порядке но, я думаю, что если так произойдет, то мы поступим должным образом», — считает Алексей Миллер.

«Но мы и будем действовать в цивилизованном порядке. А как может действовать российская сторона?», — поинтересовался президент.

— Будем действовать в цивилизованном порядке, в соответствии с условиями действующего контракта.

— Понятно. Но в любом случае у нас есть надежная контрактная основа для того, чтобы работать и дальше с нашими украинскими партнерами, одновременно продолжая дискуссии по поводу будущего газового сотрудничества. Так я понимаю?

— Да, без сомнения. Условия, которые наши украинские друзья обозначали как условия, приемлемые для украинской стороны, – в частности, это касается оценки стоимости газотранспортной системы Украины.

Речь, возможно, идет об обращении в международный суд. Но у Киева – и об этом не раз заявляла Москва – всегда была и до сих пор есть альтернатива. Снизить цену на сырье «Газпром» согласен в случае получения доли в газотранспортной системе Украины. Но Киев выставляет, по определению Миллера, фантастически высокую цену за свою ГТС.

Есть и другой вариант – в силе российские предложения Украине получать углеводороды с так называемой «интеграционной» скидкой, как это делает Белоруссия. Для Минска, участника Таможенного союза и ЕЭП, цена на газ – не 400, а 165 долларов. Пока украинские власти медлят, Украина теряет позиции на энергетическом рынке Европы. Ведь «Газпром» теперь может на полную использовать и мощности белорусской ГТС, и «Северный поток». И вскоре – «Южный поток»: Турция дала согласие на прокладку трубы в своих территориальных водах.

«Мне кажется, что все эти факторы, Алексей Борисович, необходимо учитывать при принятии крупных решений, в том числе и с Украиной, — обратился к главе «Газпрома» Дмитрий Медведев. — И наши партнеры должны понимать, что существуют самые разные возможности для того, чтобы «Газпром» поставлял газ в Европу. И это, конечно, вопрос экономический – то, что вы называете определением стоимости самой газотранспортной системы или каких-то иных активов. Но тем не менее жизнь развивается, и эти факторы должны быть приняты во внимание».

— Есть.

Что касается внутреннего газового рынка, «Газпром» отмечает почти 10-процентный рост потребления – что означает рост экономики.