https://www.funkybird.ru/policymaker

Военно-политическое обострение между Армений и Азербайджаном

Начало июня на армяно-азербайджанской границе выдалось жарким: количество военных инцидентов между сторонами значительно выросло.

Так, 2 июня представители Баку обвинили вооруженные силы Армении в нарушении режима прекращения огня в зоне конфликта. В свою очередь армянская сторона заявила о том, что за неделю, предшествовавшую 2 июня, Азербайджан совершил не одно, а целых 200 нарушений. 4 июня Минобороны Армении заявило о предотвращении диверсионной акции с азербайджанской стороны в Тавушской области республики.

На последней дате стоит остановиться более внимательно. В этот день стартовало кавказское турне госсекретаря США Хилари Клинтон. И первой страной, которую она посетила, была Армения. Визит представителя администрации США проходил под аккомпанемент военных инцидентов и обвинений со стороны конфликтующих сторон в адрес «вероятного противника». В какой мере связано это обострение с визитом высокопоставленного политика? И возможно ли перерастание очередной напряженности в полномасштабную войну? Вот основной круг вопросов, поднятый очередной «пограничной тревогой».

На первый вопрос невозможно ответить однозначно. С одной стороны, нарушения режима прекращения огня в зоне нагорно-карабахского конфликта – не редкость. В последние годы здесь наблюдается негативная динамика. При этом страны Кавказа время от времени посещают высокие представители не только США, но и России, государств ЕС. В этой связи напрямую связывать новый всплеск насилия с приездом Хилари Клинтон вряд ли целесообразно. Тем более не стоит искать здесь «руку Госдепа». Впрочем, ради справедливости заметим, что некоторые эксперты заявили и о «руке Кремля».

В то же время нельзя не увидеть определенной взаимосвязи кавказского турне американской гостьи с военными инцидентами в зоне конфликта. Конфликтующие стороны понимают, что одним из центральных вопросов повестки дня любого визита такого уровня будет ситуация вокруг Нагорного Карабаха. Отсюда и желание заручиться поддержкой, продвинуть свою позицию. Такое стремление в последние годы все более активно сопровождается не только риторическими упражнениями, но и демонстрациями силы. И у Еревана, и у Баку есть свои резоны.

Еревану важно показать деструктивные подходы азербайджанской стороны, не готовой к компромиссам и уступкам и не оставляющей планов по восстановлению территориальной целостности всеми способами, включая и военный. Баку же представляет дело так, будто неуступчивость армянской стороны просто не оставляет для прикаспийской республики никаких иных возможностей, кроме как прибегнуть к «последнему доводу королей».

При этом Азербайджан давит на болевую точку США. Ведь американцы официально подчеркивают, что сохранение статус-кво недопустимо. Появляется дополнительный аргумент в пользу ускорения мирного процесса, поскольку статус-кво подается, как перманентная угроза войны. В реальности же картина выглядит несколько иначе, поскольку нынешняя ситуация при отсутствии воли конфликтующих сторон к миру кажется меньшим злом из всех возможных. Но признавать жесткие реалии дипломаты не спешат, предпочитая оптимистическую риторику, на которой можно играть.

В данном контексте стоит обратить внимание на то, что в последние годы рост военных инцидентов в зоне прекращения огня происходит либо в канун какой-то важной дипломатической встречи, либо после ее окончания. Можно вспомнить обстановку накануне и после астраханской, сочинской, казанской встреч президентской «тройки» (лидеры России, Азербайджана и Армении).

Вот и на этот раз обострение случилось незадолго до очередной встречи министров иностранных дел двух республик. Она запланирована на 18 июня, о чем заявила Хилари Клинтон в ходе своего турне. Встреча двух руководителей дипломатических ведомств состоится в Париже, что тоже является знаменательным фактом. Новый президент Франции Франсуа Олланд дебютирует на миротворческой арене. Напомним, что Москва и Вашингтон разделяют общий подход к урегулированию конфликта, суть которого заключается в том, что он не может быть разрешен силой. Наверняка, к этому мнению присоединится и команда французского президента.

«Июньский разогрев» имеет и еще один подтекст. В непризнанной Нагорно-Карабахской Республике (НКР) 19 июля пройдут очередные президентские выборы. Уже прошло выдвижение кандидатов, а к 19 июня (то есть через день после парижской встречи) завершится их официальная регистрация. Она же станет стартом предвыборной гонки. И хотя эти выборы не признает ни один из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, включая и Россию, сам факт существования органов власти НКР ставит немало острых вопросов. В самом деле, единственной альтернативой выборам может быть либо диктатура, либо полный коллапс безопасности и федерация полевых командиров. Но как организовать процесс управления спорной территорией, когда статусные вопросы далеки от своего разрешения?

НКР можно не звать за стол переговоров и находить для этого много обоснованных аргументов. Действительно, безопасность непризнанной республики без поддержки «большой Армении» невозможно себе представить. Но вся проблема в том, что в ходе переговорного процесса решается судьба именно того населения, которое сегодня живет в НКР, и которого с юридической точки зрения как бы нет. Ведь именно оно, а не жители Еревана, Дилижана или Гюмри теоретически могут стать гражданами не Армении, а другого государства. Непраздный вопрос: насколько обосновано игнорирование их мнения, каким бы странным оно кому-то ни казалось?

Как бы то ни было, военная эскалация делает выборы менее интересными с точки зрения политической интриги. Сегодня вряд ли кто-то сможет составить серьезную конкуренцию действующему лидеру НКР Бако Саакяну, избранному в 2007 году. При этом лидеры республики, несмотря на все военные сложности, хотели бы провести выборы, поскольку демократический ресурс остается, несмотря на определенное снижение его ценности, основным инструментом в отстаивании своей правоты.

Таким образом, нельзя исключать новых эпизодов демонстрации силы. Для них есть серьезные предпосылки. Наверное, сами по себе они не могут привести к новой войне. Но более частое использование этого инструмента делает политику заложницей не президентской, а сержантской воли. Это только в проектах военные операции выглядят логичными и до конца выверенными. В реальности же на «линии фронта» слишком многое решают эмоции и нерациональные поступки. Полагаться только на них слишком рискованно. Впрочем, большая война в преддверии больших выборов (Армении и Азербайджану в 2013 году предстоит избирать президентов) вряд ли нужна правящим элитам двух враждующих республик.