https://www.funkybird.ru/policymaker

Китайская Россия: о визите Путина и планах развития отношений

На днях Владимир Путин побывал с официальным визитом в Китае. Китайские студенты спели президенту России песни на русском языке, в том числе «Прекрасное далёко».

«Прекрасное далёко» для китайцев вовсе не так далеко, как для мальчика Коли, героя фильма «Гостья из будущего» (и книги «Сто лет тому вперёд»), был далёк XXI век — с его миелофонами, межгалактическими путешествиями, космозо и машиной времени.

Китайцы добрались до прекрасного далёка, что называется, своим ходом.

Китайская стройка в России. Ни для кого не секрет, что с 2007 в российском строительстве началась стагнация, а в 2008 году строительную индустрию одолел кризис. Нынче, в 2012 году, строят в разы меньше, чем несколько лет назад, и разумеется, строят гораздо дороже: платишь за себя и за того парня. На каждого россиянина в год вводится примерно по половинке квадратного метра жилья. В общем, и говорить не о чем.

«В январе и феврале, — пишет А. Башкатова («Независимая газета»), — в России было введено около 6 млн. кв. м жилья. Это примерно соответствует вводу жилья на уровне 60-65 млн. кв. м в год. В то же время ближайшие соседи России демонстрируют небывалые показатели. Китай в 2011 году построил почти 4 млрд. кв. м жилья. В развитых районах Поднебесной возводится в 10 раз больше жилья на душу населения, чем во всей России. Такие данные обнародовала Ассоциация строителей России (АСР).

Российские строители ищут выход из этой ситуации. АСР хочет привлечь внимание населения и властей к китайскому опыту жилищного строительства. Как рассказал вице-президент АСР Игорь Дерунов, китайцы могут строить дома, себестоимость которых составляет 250 долл. за 1 кв. м — уже с отделкой. Это почти в четыре раза ниже той стоимости квадратного метра, которая официально установлена в качестве ориентировочной Минрегионом».

Барьеры для китайского вторжения на строительный рынок будут сняты после вступления России в ВТО. А вступить туда властям очень хочется — примерно так же, как хочется и дружить с Китаем, слушая песни про «прекрасное далёко».

«В случае свободного входа китайских производителей на российский рынок мы быстро получим жестких конкурентов российским производителям», — говорит гендиректор «Penny Lane Realty» Георгий Дзагуров. Экспансия китайских компаний может обернуться и социальными потрясениями: банкротствами российских компаний, безработицей, миграцией китайцев, а в итоге — снижением популярности российской власти.

Итак, китайские братья сумеют составить сильную конкуренцию русским строителям. После вступления в ВТО от последних, скорее всего, лишь воспоминание останется. А мы все дружно переедем в китайские сборные дома, которые строятся за 3-4 недели. Какая там на них гарантия, говорите? 12 месяцев?

Только не говорите, что для китайцев будут сложны наши бюрократические барьеры, согласования и прочая, и прочая. Это для нас они сложны, а для них — легки. Тем более что на своей родине китайцы сталкиваются с куда большим государственным регулированием. В Поднебесной одно время регулировалась численность воробьёв, не то что детей. А теперь установлен регламент даже на мух в общественных туалетах (не больше двух в одном гальюне). А вы говорите — бюрократические препоны в России… Опыт у китайцев по этой части большой, осталось лишь применить.

Кстати, АСР уже начала деятельность по притягиванию китайских строителей в Россию. Вот свежая информация (от 12 июня) из Южно-Сахалинска от РИА «SakhalinMedia» со ссылкой на odnako.org.

Братские китайские строители хлынут в Россию через Сахалин. АСР призвала федеральные власти привлечь в страну китайские строительные компании. Заявление АСР было опубликовано по итогам визита представителей этой организации в Китай. Членов ассоциации, как представляется, впечатлил дешёвый китайский сборный дом-коттедж, сооружаемый из готовых комплектов. Площадь коттеджа — до 300 кв. м.

Кроме того, скоро на Сахалине начнёт производство кирпича российско-китайская компания «Новый век», организованная на деньги китайских инвесторов. Китайцы уже закрепляются на сахалинском рынке стройматериалов, хоть производство и будет небольшим: 20 млн. кирпичей в год. Для сравнения: только в 2011 году в России были созданы мощности по выпуску 230 млн. кирпичей в год. Но лиха беда начало… А в прошлом году китайцы проинвестировали цементное производство. Завод близ Южно-Сахалинска начал работу осенью.

Есть планы и более грандиозные, чем делание кирпичей и производство цемента на региональном уровне. Крупные строительные бизнесмены из Поднебесной намерены в ближайшем будущем инвестировать в строительство отелей в Москве, Иркутской области и на Северном Кавказе (Сочи) два, то и три миллиарда долларов. Вложить миллиарды в Россию планируют корпорации «Dalian Wanda Group» и «China Oceanwide Holdings Group», специализирующиеся на строительстве торговых и развлекательных комплексов, пяти- и шестизвёздочных гостиниц.

Китайский автопром в России. Автомобильная экспансия берёт начало с 2004 года, когда в России был продан первый «Адмирал» от компании «Тянье». В 2005 г. начался выпуск «Chery» в Новосибирске, а в 2006 — в Калининграде. В том же 2006-м в Гжели стали собирать китайский «Great Wall». В следующем году был налажена сборка а/м марки «Geely» на заводе «Амур». Спустя два года, в 2009-м, в Черкесске начали выпускать и «Geely», и «Lifan». Через год стартовала сборка популярной в России машинки «Chery» на заводе ТАГАЗ. А с 2012 года в Ульяновске выпускается «BAW». Кроме того, китайцы, зная о беспошлинном режиме РФ с Белоруссией, налаживают свои производства и на вотчине товарища Лукашенко. У «Geely» уже подписан с властями Белоруссии контракт о сборке на БеЛАЗе нескольких видов китайских а/м.

Сейчас по русским дорогам колесит примерно 240.000 китайских машин.

Нет, никто не уверяет, что у китайских авто — высочайшее качество. Но никто и не скажет, что эти машины чрезвычайно дороги. Кроме того, качество китайского автопрома с годами улучшается. А автоэкспансия китайцев в ближайшем будущем будет только расти. Доказательством служит ожидаемый выход на российский авторынок крупного китайского производителя «FAW». Примерно через месяц-два он начнёт продажи своих машин в России. «FAW» заключила эксклюзивный договор с «Квингруп», дающий российскому ритейлеру право на продажу и обслуживание всех моделей легковых автомобилей «FAW» в России и Казахстане. За ближайшие три года «Квингруп» собирается продать в России 33.000 машин. Продаваться в нашей стране будут как легковые автомобили, так и внедорожники эконом- и бизнес-класса. До сих пор «FAW» продавала в России только грузовики, большой популярностью не пользовавшиеся.

Также надо отметить, что компания «FAW» ведёт сейчас переговоры с «Группой ГАЗ». Китайцы предполагают начать сборку своих грузовиков на мощностях завода «Урал» в Челябинской области.

Китайские студенты и китайские дипломы. 5 июня на российско-китайских переговорах было подписано около двух десятков двусторонних документов. В числе одной из приоритетных задач двух стран было обозначено расширение студенческих контактов. Сейчас в РФ учится около 18 тысяч китайцев, а в КНР — около 8 тысяч россиян.

Сейчас речь ведётся о сертификации дипломов российских университетов в Китае и китайских — в России. Министр по развитию Дальнего Востока — полпред президента РФ в ДФО Виктор Ишаев говорит: «Нужно добиться, чтобы китайские дипломы признавали у нас, а наши в Китае. Это нас устраивает, поскольку сегодня миграционные потоки предлагают только низкоквалифицированную рабочую силу. Если брать такие отрасли как здравоохранение — у них неплохие специалисты, которые могли бы работать у нас, а наши инженеры могли бы помочь Китаю. На этой базе взаимодополняемости можно активно работать и помогать двум экономикам».

Пока же в Россию едут работать в основном те, кто окончил среднюю школу первой ступени (25%) и среднюю школу второй ступени (37%).

Китайские туристы. Туристы из Поднебесной всё чаще приезжают в Россию. Даже холодная русская зима им не помеха.

Количество туристов из КНР, отдохнувших в России в I квартале 2012 года, увеличилось на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Китайские туристы заняли 2-е место по числу посещений России — после туристов из Германии.

Китайская любовь к России. Так, как любят Россию китайцы, не умеем любить нашу Родину даже мы, русские. Гости из Поднебесной не только любят нашу страну, они и видят её по-своему. Вероятно, потому, что мы, русские, способны замечать лишь плохое, а китайские оптимисты запоминают исключительно хорошее. С таким оптимизмом «прекрасное далёко» становится ещё ближе…

В Интернете можно найти (в переводе на русский) отзывы о России одного китайца, который побывал у нас в гостях много раз. Причём, пробыв в последний раз (2009 г.) в России 7 дней и посетив Санкт-Петербург, Москву, Смоленск и Воронеж, этот китаец, говоря о России и Китае, сравнивает две страны не в пользу своей родины.

За неделю в России, пишет китаец, он ни разу не чистил кожаные ботинки; в каких выехал — в таких и вернулся. Очень чисто в России, вот так-то. Ни пылинки, ни соринки.

Был он в одном институте («Гехалова»), по территории которого ходят бесплатные автобусы: «рукой махнёшь — тормозят, документов не спрашивают».

Студенческое общежитие, которое показали китайцу, оказалось на уровне «гостиниц класса «3 звезды» (как сказал один из наших попутчиков, даже лучше, чем в 3-х звёздах у нас). Как входишь — коврик на полу, в коридоре кресла. Живут студенты по двое, в большой комнате с двумя кроватями, общей площадью метров 50 квадратных, есть туалет, везде коврики, всё есть…» Восхищённый китаец докладывает о том, что студенты в России живут бесплатно, даже свет никогда не выключают: «Здесь нет такого понятия, как «плата за проживание». Вода, электричество, отопление — бесплатно, у многих студентов свет горит по 5-6 лет — ни на минуту не выключают, потому что бесплатно. Вода, что горячая, что холодная — 24 часа в сутки».

Правда, покушать в России — дороговато, бутылка минеральной воды или обыкновенные овощи — слишком дороги, по его мнению. Ну, так это можно понять, ведь у русских столько бесплатного: «…однако живут русские богато: вода — бесплатная, электричество очень дешёвое (киловатт-час стоит около нескольких фэней), газ во многих местах тоже бесплатный, зимой за отопление практически никакой платы». Ну, и льготы: «Всем пожилым русским, которые проработали на настоящей работе, правительство выдаёт дачу для отдыха…»

Наконец, медицина. Она, как пишет китаец, тоже бесплатная: «Лечение в России — бесплатное, на 100% бесплатное, единственное условие — российское гражданство. Мы очень тщательно спрашивали, действительно ли бесплатное, ни рубля не платишь? все болезни? для всех? без исключения? Образование — бесплатное, за исключением частных школ, абсолютно бесплатное, для всех без исключения, в любом учебном заведении. Спрашивали, а как насчёт школьных поборов «от балды», например? Ну, они (русские) тупили полдня, говорят — не знаем, не было таких случаев».

Милиционеры — отличные парни, вежливые и дружелюбные, и не скажешь про них, что китайцев не любят. Есть у них, впрочем, один недостаток: по-английски не говорят.

Ну, и как после этой китайской пропаганды не стремиться в Россию? Вот китайцы и стремятся.

Зачем китайцы стремятся в Россию? Многие китайцы едут в Россию потому, что не могут найти на родине работу (40%, согласно опросу ВЦИОМ) или ищут более выгодную работу (45%). Зарабатывают китайцы в России немного (в основном 5-20 тыс. руб. в мес.), 61% опрошенных считает своё положение «приемлемым». 58% китайцев помогает заработанными в России деньгами своим близким в КНР. Большинство китайцев не знает или плохо знает русский язык: плохо говорит и понимает 43% респондентов, могут объясняться — 33%. При этом многие китайцы жалуются, что их ругают и оскорбляют в России: 44% в среднем по стране; 35% в Москве; 53% на Дальнем Востоке. Однако впечатление о России как о стране, принимающей мигрантов, у китайцев хорошее (положительных ответов респондентов в 3 раза больше, чем отрицательных). Причём чем дольше живёт в России мигрант, тем лучше у него делается мнение о России. 69% мигрантов считает, что их поездка в Россию полностью или частично была успешной.

Китайцы в основном едут в Россию, чтобы: а) улучшить здесь собственную жизнь (24%); б) открыть своё дело в России (17%); в) приобрести или арендовать помещение (15%); г) расширить своё дело в России (14%).

Наконец, больше половины (59%) опрошенных желали бы привезти в Россию кого-либо из членов их семей, оставшихся в Китае.

Китайские преступники в России. Да, водятся и такие. Причём организованные — и даже связанные с китайскими спецслужбами.

Директор Юридического института Дальневосточного университета и Владивостокского центра по изучению организованной преступности Виталий Намокнов полагает, что китайские преступные организации, действующие в России, взаимодействуют с китайскими спецслужбами:

«Подтверждением этому может служить то, что во главе криминальных фирм, действующих в нашей стране, часто стоят бывшие работники китайских спецслужб, нелегально провозящие в сибирские и дальневосточные регионы большие суммы денег, примеривающиеся к инвестированию их в поставки запрещённых товаров и услуг.

Характерно, что руководители спецслужб и лидеры различных стран, хотя и не обвиняют правительство Китая в поддержке триад, но в то же время располагают косвенными данными о том, что разведорганы КНР используют триады в своих целях. Следует также знать, что многие легально образованные в России коммерческие предприятия с китайским капиталом возглавляют бывшие работники спецслужб КНР».

Генерал-лейтенант милиции, доктор юридических наук, профессор Александр Гуров в связи с этим замечает:

«Китайцы занимаются бесконтрольной эксплуатацией природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока и контрабандным вывозом сырьевых материалов. Они вывозят золото, цветной металлолом, лес, рыбу и сельскохозяйственную продукцию. На Дальнем Востоке проводят заготовку и экспорт древесины.

Уходят за бесценок стратегические промышленные ресурсы, сельскохозяйственное сырьё, ценная и редкая древесина (только в Приморье, по данным Виталия Намокнова, ежегодно нелегально вырубается около 1 миллиона 500 тысяч кубометров древесины. Интенсивность внимания китайцев к российскому лесу во многом объясняется тем, что в Китае введен мораторий на вырубку своих лесов. — «Свободная пресса»). Хабаровский край китайцы вычищают полностью, даже чернозём вывозят. Значительная часть этого бизнеса осуществляется под контролем триад. Убивают и грабят они только своих, поэтому местные правоохранительные органы особенно не беспокоятся».

Урал — российско-китайская граница в «прекрасном далёко»?

«С 1991 года, — пишет Виталий Словецкий, — Китай медленно прибирает к рукам территорию бывшего СССР, — утверждает ряд российских и зарубежных китаеведов. В качестве подтверждения они приводят множество доводов. Прежде советуют взглянуть на «демографическую карту» приграничных районов.

Дальневосточный Федеральный округ населяют 6263 тысячи человек, а граничащую с ним территорию Китая — более 100 миллионов. Плотность населения этой территории в 62 раза выше, чем на Дальнем Востоке России. Найти при такой численности 500-600 тысяч человек трудоспособного возраста, которые смогут прокормить регион, очень сложно, — говорят они».

Сколько сейчас в России живёт китайцев, сосчитать, похоже, довольно трудно: «Согласно официальным данным, в настоящее время в Российской Федерации на постоянной основе живут 40 тысяч китайцев и 130 тысяч приезжают как рабочие. Некоторые политологи сильно сомневаются в объективности этой статистики. Они считают, что в действительности у нас уже находятся не менее 3 миллионов жителей Поднебесной, и их количество неуклонно увеличивается».

Доктор экономических наук, профессор кафедры прикладной экономики НИУ «Высшая школа экономики» Игорь Николаев убеждён: Россия становится сырьевым придатком Китая: «Чтобы это понять, достаточно посмотреть на долю сырья и машиностроения в российско-китайском товарообороте. Москва активно способствует захвату Китаем Дальнего Востока и Сибири».

Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин утверждает: «Вполне вероятно, что в обозримом будущем настанет момент, когда китайцев на Дальнем Востоке станет больше, чем русскоязычного населения, и они потребуют присоединения этих территорий к Поднебесной. Китай может и военным путём захватить этот регион, а также Сибирь и даже Урал. Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР — хороший плацдарм для броска в Казахстан. После захвата этой страны китайцы завладеют Сибирью, Уралом и Дальним Востоком».

Отвечая на вопрос «Свободной Прессы» о том, понимает ли российское руководство, что Китай будет проводить экспансию на российскую территорию, Храмчихин ответил: «Думаю, что руководство страны это понимает и считает, что оккупация России Китаем — гарантия её сохранения. Власть готова отдать этой стране Урал, Сибирь и Дальний Восток на условиях того, что формально они будут считаться территорией Российской Федерации».

Храмчихину вторит китаевед из Республики Казахстан Мурат Ауэзов, только он считает, что китайцы начнут активное вторжение с Казахстана:

«…Громадному количеству жителей Поднебесной требуется жизненное пространство. Захватив слабый в оборонном отношении Казахстан — с обширными степями, изобилующими нефтью, газом и ураном, — Китай получит всё желаемое.

Россия — тоже слабая страна, но имеет ядерное оружие. Они туда станут проникать постепенно, строить разные заводы. Впрочем, они уже успешно делают это».

Китайцы возьмут Россию зимой. В статье «Как Китай раздавит Россию» Александр Храмчихин пишет:

«Надо учитывать очень высокую роль ВС в политической жизни Китая (главным руководящим постом в китайской властной иерархии считается не пост генсека ЦК КПК и, тем более, не пост председателя КНР, а пост председателя Центрального военного совета), а также практическую безграничность людских ресурсов.

Очень большая безработица среди молодежи и «дефицит невест» делают высокие собственные потери в ходе боевых действий не просто допустимыми, но, возможно, даже желательными для военно-политического руководства страны».

Китайцы, согласно возможному сценарию, сконструированному Храмчихиным, начнут вторжение в Россию зимой, «скорее всего — в новогодние праздники, когда многонациональный народ Российской Федерации, включая его военно-политическое руководство, практически полностью утрачивает дееспособность». К тому же зимой замерзают Амур, Байкал и Севморпуть.

Пехотные дивизии НОАК, состоящие из бедных крестьян и городских безработных, захватят, по Храмчихину, Иркутск и выйдут на рубеж Енисея. Интервенция НОАК будет успешной потому, что китайцы «достаточно быстро задавят массой любое сопротивление».

И придётся России просить помощи у Японии и США, которые в такой ситуации окажутся куда более предпочтительными друзьями, нежели братья-китайцы.

Захватив юг Дальнего Востока и Восточной Сибири, китайцы получат огромную территорию. Они расселятся на ней, забыв об ограничениях на рождаемость.

Внешняя экспансия, согласно А. Храмчихину, является для китайцев способом выживания. Вопрос тут лишь в формах и темпах. При этом военная форма экспансии не предопределена, но и не исключена. «Ей, — замечает Храмчихин, — способствуют усугубляющийся развал ВС РФ и особенности психологического устройства высшего руководства страны. Оно не будет защищать Россию, если при этом может пострадать само».

Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко…