https://www.funkybird.ru/policymaker

Кто победит на Кавказе?

Иранский международный интернет-портал IRIB публикует статью французского журналиста Кристиана Талона.

В 1991 году империя под названием СССР была больна, и после ее распада вновь заговорили о некоторых древнейших мировых цивилизациях: Грузии, Армении, Азербайджане, а также обо всех тех, кто находится на древнем Шелковом пути. Россия тут же растеряла все свои колониальные завоевания, кроме Сибири. Она даже чуть было не лишилась предгорья Большого Северного Кавказа, что стало бы экономической и стратегической катастрофой для нее. Понадобилось две войны в Чечне, чтобы избежать распада самой России. Как и на Балканах до 1914 года, в различных войнах сошлись эти новые независимые государства во имя устоявшихся исторических причин. Война между Арменией и Азербайджаном, конфликт между Южной/Северной Осетией и Грузией (конфликт матрешки), конфликт между Молдовой и Приднестровьем, конфликт Грузии и России. Ни один из этих конфликтов пока не урегулирован. Дело усугубляется признанием Россией Абхазии и Южной Осетии.

Пять основных игроков – Россия, США, Израиль, Турция, Иран – играют на этом кавказском заминированном поле, и каждый со своими различными проектами. Тем не менее, они объединяются в два больших лагеря: НАТО и Договор о коллективной безопасности (ОДКБ). К этим пяти игрокам можно добавить нефтяные компании, чье богатство и влияние сравнимы с государствами.

США ведут свою «большую планетарную игру» и стремятся получить мировой форпост поблизости от Афганистана. Их цель – занять место России на Шелковом пути. Пока, как мы знаем, это у них относительно успешно получается. Постепенно они подходят к этапу вывода войск из Афганистана, но, конечно, не беспилотных летательных аппаратов. Если США не смогут получить здесь форпост, они не позволят иметь его и другим: они превратят регион в источник постоянного хаоса. Они также должны контролировать коридор между двумя кавказскими республиками (Азербайджаном и Грузией) и отстаивать западные нефтяные интересы.

После «революции роз» (организованной Западом) Грузия ищет союзников, способных защитить ее от России, которая продемонстрировала, что может делать то, что хочет. Одним из немногих успехов французского президента Николя Саркози стало то, что ему удалось в последний момент остановить российскую армию, рвавшуюся к Тбилиси. С 2008 года Грузия перевооружается через порт Поти и проект ТРАСЕКА*. Этот порт стал стратегическим. Кто его контролирует, тот имеет контроль над всей Центральной Азией. На данный момент он находится под контролем Запада.

Израиль нашел экспортные рынки для военной техники. Открыв представительства в Грузии, он также заполучил военно-воздушную базу к северу от Баку, откуда можно контролировать Иран, проводить акции по его дестабилизации, а при необходимости наносить ракетно-бомбовые удары. Если возобладает жесткий сценарий, то Израилю будет проще нанести удар с севера, чем с других направлений. По крайней мере, Израиль технически способен нанести серию ракетно-бомбовых ударов. Если Израиль рассматривает этот вариант, зона напряженности будет смещаться к северу и к пороховой бочке Кавказа.

Иран является крупнейшим игроком в регионе. По обе стороны его границы живут азербайджанцы, так как до 1801 года Азербайджан входил в состав Персии (нынешний Иран). Закрепление израильтян на его северной границе, на азербайджанской земле беспокоит Иран. Сближение с Россией, располагающей современными технологиями, является единственным выходом, несмотря на первоначальное нежелание, чтобы избежать полного окружения со стороны Соединенных Штатов. Иран может предложить многое, захваченным американским беспилотником уже заинтересовались Россия и Китай, причем на самом высоком уровне.

Россия относительно недавно присутствует в этом регионе. Сразу на ум приходит пример Франции и Алжира (XIX век). Она считает, что эти области, как какие-то земли, нужно вернуть, используя базы, стратегические альянсы, свой военный вес, сепаратизм в соседних республиках (но не у себя дома!). Южная Осетия, с территории которой можно переправить войска через большой кавказский хребет, имеет стратегическое значение в случае, если понадобится оказать помощь Армении (для этого нужно воевать с Грузией или установить дружественный режим в Тбилиси). Географические соображения очень важны: Большой Кавказ представляет собой горную цепь длиной 1500 км, что сравнимо с Пиренеями. Это как массивные препятствия, имеющие высоту от 2000 до 3000 метров. Ни одна современная армия не сможет их преодолеть. Поэтому контроль над Рокским тоннелем является стратегически важным моментом для России, равно как и жизненно необходимым фактором для Грузии. Когда Германия получила контроль над горами Богемии в 1938 году, то это уничтожило обороноспособность Чехословакии. Также и в случае и с Южной Осетией, которая, пока ее контролирует Россия, сравнима с постоянно направленным на Тбилиси пистолетом. С точки зрения Грузии, такое положение дел является неприемлемым.

Россия до сих пор не ассимилировала горные народы на Северном Кавказе. Две войны прошли в Чечне, но есть и другие автономные республики. Дагестан сейчас переживает состояние брожения (подрыв автомобилей должностных лиц и ответные репрессивные меры). В Ингушетии силы безопасности России проводят «энергичные вмешательства» (по типу «мочить террористов в сортире»), например, чтобы избавиться от таких как Салман Гарданов, члена террористической группы «Назрань». Но проблема в том, что работа делается не ювелирно, и вместе с ним «мочат» племянника, брата и соседей. Западники и их беспилотники, похоже, послужили примером, когда на Балканах одна из сторон «законно» уничтожала другую.

Возможность неконтролируемой цепной реакции увеличивается, когда становится известно, что сирийские черкесы просят разрешить им вернулся в район Сочи, в Краснодарский край … туда, где будут проходить зимние Олимпийские игры в 2014 году. Канал «Аль-Джазира», известный своей приверженностью к «демократии», хвалебно называет черкесов «шахидами» (мучениками) в исламской стране, которых «из сострадания» надо вновь импортировать из Сирии на Северный Кавказ. Теперь понятна озабоченность Панарина относительно 2014 года. Эти игры в Сочи представляют высокий или даже очень высокий риск для России. Опасность наплыва боевиков, наемников и оружия очень высока. Просто, чтобы позлить Россию, грузинское правительство признало черкесский геноцид в 1864 году после битвы при Кбааба, месте проведения Зимних Игр 2014 года. Запад не жалеет средств, чтобы дестабилизировать гуманитарную обстановку на Северном Кавказе. Вернемся к озабоченностям Панарина: для Запада было бы идеально, чтобы Путин ушел до 2014 года и переселить черкесов из Ливии и Сирии (и привнести новую, изматывающую войну в Россию). Колониальная война измотает Россию, как это было у других в Алжире и во Вьетнаме.

Армения занимает 20% территории Азербайджана и нуждается в России в качестве союзника для защиты от Азербайджана, который перевооружается благодаря Израилю. Она имеет общую границу с Ираном и получает из Ирана газ по трубопроводу Тебриз – Сардарян. Трубопровод проходит через Мегри, где расположена крупная российская военная база, которую можно задействовать в случае необходимости. Пока трудно сказать, при каких обстоятельствах. Нельзя забывать, что Мегри расположена на узкой полоске земли, разделяющей территорию проживания этнических азербайджанцев. Соответственно, контроль над ней по-прежнему имеет стратегическое значение. Проблема в том, что Грузия вышла из соглашения о транзите военной техники после войны 2008 года. Поэтому в Мегри можно доставлять грузы либо воздушным путем через натовскую Турцию или Азербайджан, либо наземным через Иран (по дороге Астрахань – Анзали – Мегри). Очевидно, что с 2008 года после войны с Грузией происходит автоматическое сближение России и Ирана.

Нефтяные компании рассматривают этот регион как область добычи и транспортировки нефти и газа из Каспийского моря. Объединенные в Азербайджанскую международную операционную компанию (АМОК) под управлением «Бритиш Петролеум», именно они являются реальным правительством Азербайджана и тем, что страны понимают под «защитой западных интересов» в регионе. Интерес нефтяных компаний заключает в беспрепятственной разведке, добыче и транспортировке углеводородов. Их целью является контроль над Каспийским морем и кровеносной системой нефте- и газопроводов, по которым осуществляется экспорт. «Газпром» и его дочерние компании мирно сосуществуют с АМОК и Total. «Обычный бизнес».

Турция ловит рыбку в мутной воде этого неспокойного региона, впрочем, как и в Сирии. Что хотят турки? Чеченский конфликт показал, что наемники использовали территорию Турции в качестве транзитного коридора. Достаточно отметить, что многие кавказские народы имеют турецкие корни, являясь мусульманами-суннитами. В этом небольшом пространстве Кавказа имеются предпосылки, чтобы какой-нибудь локальный конфликт быстро перерос в глобальный. Это собственная история народов; этнические, языковые и религиозные меньшинства; наличие стратегического сырья; спорные границы, прекращение огня без соблюдения мира, создание враждебных союзов. В этом неспокойном регионе сверхдержавам не так уж и сложно манипулировать.

Олимпиада 2014 в Сочи, хотя и пройдет зимой, рискует быть очень жаркой.