https://www.funkybird.ru/policymaker

Ливия и Сирия: вход в страну без стратегии

Что происходит, когда жестокий режим заменяется на альтернативные и в значительной степени неизвестные лица? Самый веский довод: Ливия.

Вскоре после того, как Муаммар Каддафи ударился головой о пулю, «бунтари» взяли бразды правления в свои руки и тут же объявили законы шариата. Это начало — я думаю. Хотя начало чего никто до конца не знает. На этой неделе новая кампания ливийских «повстанцев» появилась на горизонте, чтобы заменить старых, захватив контроль над аэропортом в Триполи. Это как игра «Whack-A-Mole».

Они могут успокоиться сами по себе и постепенно привыкнуть к демократии, или они могут просто остаться сборищем племенных группировок, которые борются за господство с сегодняшнего дня и до бесконечности. Всякий раз, когда вмешательство Запада участвует в смене режима, как это было в случае с НАТО в Ливии, там должна быть определенная моральная ответственность, чтобы остаться, пока в стране не стабилизируется ситуация — в идеале должно стабилизироваться экономическое развитие, добыча природных ресурсов и торговля.

Вход в страну без стратегии по стабилизации или, хуже того, как в случае с Афганистаном – это позволение постоянному источнику дестабилизации и коррупции шириться и развиваться (вопрос опиумных полей и торговли наркотиками), а затем уход из нее с объявлением своего поражения, пожалуй, делает усилия бессмысленными в корне. Если сама кампания была задумана как безнадежное дело и вы не собирались ничего менять, то зачем все это? Просто, чтобы временно заменить диктатора кучей борющихся подражателей-диктаторов? Или все задумывалось, чтобы иметь управлемый разлом, который экономически выгоден.

Это подводит нас к новейшему глобальному «мальчику для битья» — Башар аль-Асад в Сирии. На этой неделе сирийские мятежники в борьбе с силами Асада в настоящее время призывают к созданию ООН «бесполетной зоны» — именно это произошло в Ливии перед тем как миссия по охране воздушного пространства превратилась в конфликт на земле. Вряд ли Россия и Китай, допустят это во второй раз, особенно когда они колебались и в первый раз.

Хотите знать, когда Америка осуществит военное вмешательство в Сирию? Вот почему он боролся в течение последних 15 месяцев. Это не похоже на железный кулак диктатора, которого вдруг поразил «туннельный синдром» без какого-либо внешнего стимула (прим пер – так в тексте).

В документах, опубликованных WikiLeaks в феврале — электронные сообщения частной разведывательной фирмы Stratfor — говорилось, что Америка имела свое неофициальное присутствие по всей Ливии в то время как Обама похвастался, что США никогда официально не вступали на землю Сирии. Правда не в униформе, по крайней мере.

В одном из сообщений электронной почты, Stratfor спросили: «Вы, ребята, поддерживаете оппозицию?» Подрядчик в задании правительства в Ливии ответил: «Конечно, они нуждаются в этом (правительство США) и комитет (повстанцы). В бесполетной зоне…».

Перенесемся в Сирию. WikiLeaks опубликовал письмо от декабря 2011 года в котором представитель американской частной охранной фирмы описывает Stratfor как «намеривающегося предложить свои услуги, чтобы помочь защитить оппозицию, как он сделал это Ливии», далее речь идет о том, что другие частные западные фирмы будет «заниматься сирийской оппозицией в Турции» и «истинной миссией будет то, чтобы помочь ей в смене режима».

Кажется, мы вступили в новую эпоху войн, в которых проблема может быть решена с помощью «неофициальных военных».

Может быть, американцы получают новый вид войны – нелегальные войны, что позволяет обойти возмущения, которые военное вмешательство вызывало в последнее время. Недостатком является то, что ответственность за результат, и права на трофеи становятся недоступны для заказчика. Кто будет нести ответственность за чистку после неизбежных постреволюционных межплеменных столкновений? Конечно, не частные фирмы. И кто будет претендовать на любые экономические выгоды, которые могут открыться на новом, дестабилизированном прежде рынке? Однозначно не те страны, которые притворяются, что они даже не были там.