https://www.funkybird.ru/policymaker

Кто заменит США в Афганистане?

Есть мнение, что приход к власти в Афганистане «Талибана» — только вопрос времени, поскольку талибы — единственная реальная сила в стране, «противостоять которой нынешнее афганское правительство не в состоянии ни в политическом, ни в военном аспекте». И нельзя сказать, чтобы американцы за десять последних лет не осознали, что до победы над талибами им очень далеко.

4 мая 2012 г. председатель специального комитета по разведке палаты представителей Конгресса США Майк Роджерс сообщил, что разведка и вооружённые силы Америки сильно расходятся в оценках афганской ситуации. В начале мая Роджерс встречался с командованием дислоцированного в Афганистане американского воинского контингента, представителями спецслужб США и руководством посольства в Кабуле. Он сказал: «Самое значительное, что я извлёк из этой поездки, — это то, что существует громадная разница между словами наших военных и нашего разведывательного сообщества насчёт того, каково, по их мнению, положение дел». ВС США, по его словам, сообщают, что в открытом противостоянии движение «Талибан» ни разу не победило коалиционные силы — и в своих победах видят повод для оптимизма. Однако, американская разведка констатирует, по словам М. Роджерса, что талибы меняют тактику, избегают потерь и вербуют сторонников среди населения. Спецслужбы США, подчеркнул Роджерс, считают, что «сегодня движение «Талибан» сильнее, чем оно было даже пару лет назад». Наконец, талибы, согласно выводам выводами американской разведки, как и прежде, ставят перед собой «чёткую политическую цель: они хотят управлять страной, они хотят вернуться» к власти в стране.

В сети множатся предположения, что США заключили с Карзаем майский договор о стратегическом партнёрстве не ради военно-экономической помощи, а с целью сохранения контроля действий талибов в Афганистане и переадресации этих самых действий на Иран и Пакистан, а заодно и против России — путём исламизации участников ОДКБ: Таджикистана, Киргизстана и Казахстана. Будет, согласно этому «сценарию», задействован и Узбекистан: в обмен на признание Западом «демократичности» правительства Каримова эта страна будет избрана базой для поддержки американского военного присутствия в Афганистане.

Что касается Узбекистана, то Каримов, на днях встречавшийся с Владимиром Путиным, подчеркнул, что уход из Афганистана иностранных войск повысит угрозы развития терроризма и наркотрафика. Он сказал: «Может ли ситуация измениться, если количество войск уменьшается, финансирование тех операций и всего, что связано с умиротворением Афганистана, решением вопросов социально-экономического порядка и так далее, будет уменьшаться? Если эту проблему не решить, не ставить её в полной своей наготе, в таком виде, как она есть на самом деле, мне кажется, многое раскроется чуть позже, мы просто упустим время».

Владимир Путин ответил: «Здесь есть над чем подумать, потому что всё это происходит в непосредственной близости от наших границ».

Поэтому можно предположить, что Россия на афганских рубежах будет сотрудничать с США и НАТО, и тотальная исламизация региона с целью загубить Россию — лишь плод неограниченной фантазии.

Есть интересная точка зрения, принадлежащая Андрею Кортунову, генеральному директору Российского совета по международным делам. Согласно его мнению, Россия с целью сохранения стабильности в регионе может договориться с талибами:

«Риски нестабильности увеличиваются, но при этом справедливости ради следует отметить, что не всё так однозначно. Если посмотреть на то, что было при талибах до ввода американских войск в Афганистан в отношении экспорта наркотиков в Россию, в Европу, и то, что произошло после того, как к власти в Афганистане на американских штыках пришел Карзай, то мы увидим, что для нас ситуация ухудшилась, причем очень существенно, буквально на порядок.

Талибы боролись против посевов мака, для них это была проблема, которую они пытались решать. Статистика показывает, что худо-бедно, но, в общем, при талибах эта ситуация находилась под контролем. А теперь критики могут справедливо сказать, что американцы и их натовские коллеги занимаются попустительством. Они во имя подержания стабильности в Кабуле фактически позволяют этим боевым командирам, людям, которые контролируют отдельные регионы страны, производить опиаты в немереных количествах, и эти опиаты потом идут через Центральную Азию в Россию.

Я думаю, что имеет право на существование такая точка зрения, что если мы договоримся с «Талибаном» о том, чтобы они смогли бы взяться серьёзно за проблему наркотиков, то, может быть, ситуация для нас и не так принципиально ухудшится. Но это вопрос, который, конечно, остается предметом дискуссии».

Тем временем Америка в лице главы Пентагона Леона Панетты требует, чтобы талибскими боевиками занялся Пакистан — пока, не дай бог, у Вашингтона не кончилось терпение. Ну да: Вашингтону надо грозным Китаем заниматься, а тут отвлекайся на Пакистан с Афганистаном. Никто не хочет помогать великой демократической Америке в борьбе с терроризмом!

Индия тоже должна, по мнению Панетты, увеличить свою роль в Афганистане. Она уже предоставила этой стране около 2 млрд. долларов, начиная с американского вторжения в Афганистан в 2001 году, а ещё Индия занимается подготовкой афганских сил безопасности. Теперь, когда Америка уходит, Индии, вероятно, предстоит расширить помощь Афганистану. По крайней мере, Вашингтон будет на этом настаивать.

Просит Панетта афганской помощи и у русских. Кстати, русские, как это принято после русско-китайских ооновских вето по Сирии, ассоциируются у американцев с китайцами. Поэтому США обращаются заодно и к ним. Когда Америка уйдёт из Афганистана, в финансировании безопасности в этой стране должны будут принять участие Москва с Пекином — об этом 19 апреля на пресс-конференции в Брюсселе по окончании заседания совета Россия — НАТО сказал генсек альянса Андерс Фог Расмуссен. Сергей Лавров не дал конкретного ответа на это заявление.

Впрочем, американский контингент не совсем уходит из Афганистана. Военные США заявили об этом ещё в прошлом году, «отмечая» 10-летие антитеррористической операции в Афганистане. Командующий международными силами содействия безопасности в Афганистане генерал Джон Аллен заявил в начале октября, что американские войска останутся в Афганистане после 2014 года.

А. Шустов пишет: «Отдельные подразделения армии США начнут выводиться из Афганистана уже в этом году. Однако к 2014 г. вывод войск не будет завершён. По словам командующего коалиционными силами в Афганистане генерала Дэвида Петреуса, сохранятся совместные американо-афганские базы, с помощью которых США будут обучать, консультировать и поддерживать местные вооружённые силы. Тем самым США постараются избежать падения созданного ими режима Х. Карзая, как это произошло с президентом Афганистана М. Наджибуллой вскоре после ухода советской армии, и постараются максимально долго сохранить своё военное присутствие в этой стране».

До 2024 года в Афганистане будет находиться до 20.000 американских военнослужащих.

Ничего удивительного в том нет. Американцы постараются не допустить, чтобы Афганистан полностью отошёл под контроль талибов — что бы об этом ни писали в СМИ, — в том числе талибов пакистанской дислокации. Пакистан явно рассчитывает на скорый уход американцев из Афганистана и приход к власти в Кабуле «Талибана». Поэтому-то Панетта и угрожал Пакистану тем, что у Штатов, дескать, терпенье скоро лопнет… Но лопнет у США, скорее всего, в другом месте: кишка у них тонка контролировать Афганистан, Пакистан, а между делом лезть ещё в Сирию и стягивать силы в АТР. Вот и просит Пентагон помощи.

Хиреет бывший мировой гегемон.

Если сейчас на афганскую «операцию» Вашингтон тратит 110-120 млрд. долл. в год, то после 2014 года собирается расходовать на эти же цели всего 2,7 млрд. долл.

С 2001 по 2011 гг. бюджет Пентагона был сокращён на 450 миллиардов долларов. Ещё почти на 500 млрд. долларов его планируется сократить за десять лет, начиная с 2012 года. И если США будут усиливать свою военную мощь в АТР, то где-то придётся эту самую мощь и ослаблять. Это «где-то» — как раз Афганистан. Но полностью уходить оттуда США, конечно, не собираются. И тому есть веские причины.

В октябре 2011 года глава Госнаркоконтроля Виктор Иванов подытожил американскую деятельность в Афганистане: «Я назвал бы три основных итога. Первое — это феноменальный рост производства наркотиков, более чем в 40 раз, второе — это милитаризация региона. Сегодня в Афганистане находится свыше 150 тысяч иностранных военнослужащих и значительное количество военных баз. Ну и третий итог — это гуманитарная катастрофа, политическая нестабильность и расширенное воспроизводство боевиков»