https://www.funkybird.ru/policymaker

Ахилессова пята «Братьев мусульман»

Окруженный сторонниками, длиннобородый шейх Сафват Хиджази с трудом пробился к сцене. Его уже поджидали восторженные почитатели, которые кричали ему «Имам! Имам!». Шейх Хиджази является популярным египетским проповедником, который открыто называет израильтян «потомками обезьян и свиней» и критикует египетских родителей, за недосточно большое внимание к науке джихада. В 2009 году Великобритания обьявила его персоной нон-грата и запретила ему въезд в страну. В самом Египте власти также относились к шейху весьма настороженно, но деятельность его не запрещали.

После революции 2011 года Хиджази быстро переориентировался на новый лад и всячески приветствовал новые начинания, понимая, что его худшим врагам и преследователям пришел конец, а новая власть устоится еще нескоро, и, возможно, будет относиться к его персоне более лояльно. Хиджази не ошибся. После того, как «Братья мусульмане» решили баллотироваться на президентских выборах в Египте, популярный и харизматичный проповедник стал просто не заменим. Вот и на этот раз ему удалось собрать тысячи людей, которые пришли послушать о том, как будет выглядеть Египет после того, как к власти придет исламистский кандидат Мухаммад Мурси, пресс-секретарь «Братьев мусульман».

После того, как улеглись восторженные крики, Хиджази рассказал собравшимся о планах этого движения на будущее. Начал он с того, что Египет является исламским государством. «а тот, кому не нравится, может уехать» — толстый намек на то, что миллионы египетских христиан должны сделать выбор — либо жить в исламском государстве и подчиняться законам шариата, либо иммигрировать заграницу. Об этом Хиджази уже не раз говорил и раньше, однако раньше, во времена Мубарака центральная власть всегда заботилась о том, чтобы успокоить христианскую общину и строго погрозить пальцем провинившемуся шейху. Теперь грозить пальцем стало некому. Развивая тему светлого будущего, вдохновенный оратор повысил голос и преподнес своим слушателям настоящий сюрприз. Он заявил, что будущей столицей Египта станет не Каир, не Мекка и не Медина … а Иерусалим. «Мы либо одержим победу, либо погибнем мученической смертью в этом городе», рыдал Хиджази в микрофон, давая понять, что для настоящих мусульман существует только один единственный вариант — джихад и победа над неверными, после чего можно будет создать столицу в Иерусалиме. Далековато , конечно, будет ехать от Каира, но в рамках будущего Соединенных Арабских Штатов столица в Иерусалиме — самое оно.

На следующий день в штаб-квартире «Братьев мусульман» не знали, куда деваться от вопросов и запросов на интервью. Все-таки, не каждый день человек, который ассоциирован с этим движением обещает завоевать не только Иерусалим, но и Саудовскую Аравию! Надо полагать, в Эр-Рияде отнеслись к заявением Сафвата Хиджази без особого восторга. Мало того, что он автоматически «приписал» Саудовскую Аравию к Египту, но и уменьшил значимость двух свыященных для ислама городов — Мекки и Медины за счет Иерусалима.

Сафват Хиджази и в самом деле расставил все точки над I и одним махом ответил на несколько неотложных вопросов, накопившихся у избирателей, которым предстоит через неделю избрать будущего президента страны. Те, из них, которые собираются голосовать за Мухаммада Мурси, исламистского кандидата, делятся на четыре группы. Первая — это активисты «Братьев-мусульман», которые голосуют по идеологическим причинам. Эта группа будет голосовать за Мурси даже если он пообещает создать будущую столицу Египта на Марсе. Вторая группа — это бедняки, неграмотные или полуграмотные люди, которые получали и получают от движения финансовую помощь, продукты питания и всяческую опеку. Они по понятным причинам не любят бывшую власть, которая не заботилась обеспечить их чистой питьевой водой, электричеством и достойной системой здравоохранения, а кроме того — их легко запугать во время проповеди про адкие муки в ходе проповеди и т. д. Третья группа — это соблюдающий традиции средний класс. Когда это эти люди всецело поддерживали арабский социализм, разочаровались и стали пассивной частью исламской волны на Ближнем Востоке.Женщины одели скромные одеяния, потому что «так принято», а мужчины начали посещать мечеть по пятницам. Однако эти люди далеки от того. Чтобы разделять радикальную исламистскую идеологию «Братьев-Мусульман». Они хотели бы видеть в Египте процветающую туристическую индустрию, они против введения законов шариата, а также против идеологии панисламизма, которая предполагает создание исламского халифата и уничтожения границ национальных государств. Эти люди, как правило, являются патриотами Египта, которые отдают себе отчет в том, какой урон стране наносят любые войны, с Израилем и не только. Четвертый лагерь, это светская молодежь, которая в одинаковой мере не хочет голосовать ни за генерала Шафика — представителя режима, ни за Мухаммада Мурси, однако чтобы не допустить возвращения к власти бывшего режима, готова поступиться кое-какими принципами и проголосовать за исламиста. Интрига сегодня заключается в том, как проголосуют два последних лагеря. Для многих из них откровенные заявления Сафвата Хиджази и прочих фундаменталистов о своем стремлении к созданию исламского халифата за счет современного Египта, могут оказаться последней каплей.

В некотором смысле, борьба сегодня разворачивается между образованным и неграмотным Египтом, между теми, кто читает о событиях в газетах, и теми, кто узнает о них от проповедника в мечети. Во многом, победа одних или других определит, как будет выглядеть Египет в ближайшие годы.