https://www.funkybird.ru/policymaker

Россия, Иран и проблема противоракетной обороны

Следующий раунд международных переговоров по иранской ядерной программе состоится в этом месяце в Москве. Переговоры пройдут в атмосфере когда Россия продолжает выступать против планов по ПРО, разработанных чтобы ответить на возможную ядерную угрозу со стороны Ирана.

Соединенные Штаты и Европейский Союз считают, что цель программы по обогащению урана Ирана — обладание ядерным оружием. Иранское правительство утверждает, что лишь хочет использовать свой обогащенный уран для мирных целей, таких как производство электроэнергии. Переговоры между Ираном и шестью мировыми державами шли на протяжении многих лет. Эти шесть стран — США, Великобритании, Китая, Франции, Германии и России. Последняя двухдневная встреча состоялась в Багдаде в прошлом месяце. Однако прогресс был более чем скромен.

Участники переговоров договорились встретиться в Москве в середине июня. Общие взгляды состоят в том, что российские экономические интересы к Ирану принудили Россию быть убежденным сторонником Ирана. Но многие эксперты говорят, что Россия заняла более сильную позицию по Ирану, чем она имела в течение последних нескольких лет. Роберт Легволд (Robert Legvold) из Колумбийского университета говорит, что одной из причин было то, что американские чиновники называют «перезагрузкой» отношений с Россией. Г-н Легволд говорит, что это не означает, что нет никаких разногласий между Соединенными Штатами и Россией по Ирану.

По его словам, возможность какого-либо военного удара по Ирану заставляет русских нервничать.

Роберт Легволд: «Русские очень нервничают от самой идеи военного решения проблемы, будь то Израиль, который выполняет это или вариант с США, или США вместе с Израилем. Кроме того, они продолжают настаивать на гораздо более сложном дипломатическом варианте, а не на дальнейшем ужесточении санкций». Но Россия голосовала в прошлом «за» экономические санкции против Ирана в Организации Объединенных Наций. И Стивен Коэн (Stephen Cohen), почетный профессор Принстонского университета и Университета Нью-Йорка, говорит, что это еще не все, что сделала Россия.

Стивен Коэн: «Россия отменила соглашение, которое она заключила с иранским правительством по поставкам зенитных ракет, вида зенитных ракет, которые необходимы Ирану, чтобы защитить себя в случае нападения на него со стороны Израиля или США, которое остается, кстати, по крайней мере теоретически, в повестке дня. Это были огромные уступки со стороны Москвы».

Эксперты говорят, что одна область, где Россия не пойдет на компромисс является противоракетная оборона. Эта американская инициатива – идейно базируется на возможной ядерной угрозе со стороны Ирана. Администрация Обамы предложила развертывание противоракетных перехватчиков на кораблях военно-морского флота в море. Данная инициатива предусматривает наземную версию этих противоракетных систем. Некоторые предусматривается разместить в бывших странах Варшавского договора в Восточной Европе.

Россия всегда выступала против американских планов по созданию системы противоракетной обороны в Европе. Русские чиновники рассматривают это как систему направленную против России.

Роберт Легволд из Колумбийского университета говорит, что главное возражение России связано с последней частью плана противоракетной обороны.. Та часть, известная как Четвертый этап, устанавливает развертывание «двадцать-двадцать» (прим пер – так в тексте)

Роберт Легволд: «Проблема с Четвертым этапом — и мы начинаем двигаться в том же направлении с Третьей фазой — это межконтинентальная баллистическая ракетная система предназначена для защиты всего континента, а не только того, что называется театром действий, как системы меньшей дальности. А это, теоретически, в зависимости от того, где они (системы) расположены, может быть угрозой для русского ядерного сдерживания».

Лидеры НАТО подтвердили свою поддержку плана ПРО, когда они встретились в прошлом месяце в Чикаго.