https://www.funkybird.ru/policymaker

Поражение в июньской войне и палестинская проблема

5 июня 1967 года — это такая дата, которая не может быть стерта из памяти арабской нации. Какие бы попытки ни предпринимали «израильские» оккупанты, чтобы заставить арабов отвернуться от главной проблемы Палестины, эта дата вновь и вновь воскрешает в их умах ее значимость. И хотя июньские события 1967 года в достаточной мере отражены в анналах истории, тем не менее, даже спустя 45 лет необходимо возвращаться к ним, чтобы лишний раз напомнить новому поколению арабов.

В связи с этим необходимо ответить на первый вопрос: как развивались события, которые привели к такому сокрушительному поражению?

До начала июньской войны весь арабский мир был готов вступить в вооруженное противостояние с «Израилем». Были активизированы партизанские операции палестинских фидаинов, что заставило тогдашнего премьера «Израиля» Эшкола выступить 5 мая 1967 года в парламенте с угрозами в адрес палестинцев. Он, в частности, предупредил о том, что, если подобного рода операции не прекратятся, то «Израиль» осуществит вторжение в направлении Дамаска. Однако эти угрозы не запугали ни Сирию, ни Египет. Революционные идеи в регионе было невозможно остановить этими угрозами. В ответ на это Египет и Сирия решили задействовать соглашение о взаимной обороне, заключенное между двумя странами. Египетский президент Гамаль Абдель Насер предупредил «Израиль» о том, что, если он не прекратит свои агрессивные акции, типа «операции Табария», то он в полной мере убедится в том, что «египетско-сирийское соглашение — это не просто пустой лист бумаги». Однако Тель-Авив в период, предшествующий войне, продолжал свои агрессивные вылазки. Так, в мае 1967 года в результате воздушного боя он сбил шесть сирийских самолетов. Кроме того, над территорией Иордании — еще три сирийских самолета, пилоты которых были переданы САР.

Особо важное значение имел визит в Сирию египетского генерала Мухаммада Фаузи, который состоялся 14 мая того же года. После него последовала масштабная передислокация египетских войск в восточном направлении. Одновременно Египет предупредил СБ ООН о том, что «Израиль» готовит агрессию против Египта. Ситуация еще более обострилась после того, как Каир потребовал вывода из региона чрезвычайных международных сил, т.к. они были дислоцированы только на египетской территории и отсутствовали со стороны «Израиля». Сразу после этого сирийский министр иностранных дел Ибрагим Махус выступил с призывом объявить джихад (священную войну) против «Израиля». Со своей стороны, Тель-Авив секретно объявил о всеобщей мобилизации, в том числе резервистов. Кроме того, пять армейских дивизий были дислоцированы в пустыне Ан-Накаб, поблизости от Синайской пустыни. После того, как корабли 6-го флота США были направлены в восточное Средиземноморье, президент Гамаль Абдель Насер объявил о всеобщей мобилизации.

Но самое важное и опасное событие произошло 27 мая. В этот день президент Египта принял решение о закрытии для судоходства Тиренского пролива. Это означало блокаду всех импортно-экспортных перевозок «Израиля». Вместе с тем, представитель Египта заявил на заседании Совета Безопасности ООН о том, что не его страна будет инициатором войны, если она начнётся. В свою очередь, арабская сторона стала готовиться к любым действиям со стороны «Израиля». 31 мая король Иордании Хусейн посетил Каир, где подписал соглашение с Египтом и Сирией о взаимной обороне. Это был очень важный этап, который перевернул страницу вражды, существовавшей между Гамалем Абдель Насером и королем Хусейном. В день подписания упомянутого соглашения иракские военные отряды вступили на сирийскую территорию.

Что касается «Израиля», то он сосредоточил свои усилия, чтобы заручиться поддержкой со стороны Запада. Он также начал пропагандистскую кампанию путем раздачи среди населения противогазов, хотя арабская сторона не располагала никаким химическим или бактериологическим оружием. 1 июня Эшкол произвел перестановки в своем правительстве, поручив возглавить военное министерство Моше Даяну.

Все эти события происходили параллельно с попытками улучшить отношения между Египтом и США. Так, Египет выдал агреман для нового американского посла. Кроме того, Египет продемонстрировал добрые намерения, разрешив американскому авианосцу проследовать через Суэцкий канал. Тем не менее, 5 июня разразилась война и начались боевые действия. На заседании СБ ООН, которое продолжалось около двенадцати часов, разгорелись горячие споры по поводу того, кто первым начал агрессию.

Утром пятого июня в «Израиле» завыли сирены воздушной тревоги, а самолеты врага полетели бомбить египетские аэродромы. «Израильской» авиации удалось уничтожить более четырехсот египетских самолетов, находившихся на аэродромах. Это дало повод Мухаммаду Хасанейну Хейкалу заявить, что главной причиной поражения в войне с «Израилем» стало уничтожение египетской авиации

Но уничтожение авиации было не единственной проблемой, с которой столкнулся Египет. Около ста тысяч его солдат, находившихся на Синае, остались без прикрытия с воздуха. В ходе боевых действий «Израилю» удалось захватить полностью Синайский полуостров. 6 июня его войска вторглись на территорию Западного берега р. Иордан, а также нанесли удары по иорданским аэродромам. Когда Моше Даяну стало известно, что СБ ООН намерен принять резолюцию с требованием прекратить огонь, «израильские» войска немедленно заняли Восточный Иерусалим.

Оставляя в стороне подробности, связанные с ходом боевых действий, следует отметить, что проигранная война стала мощным ударом для всех стран арабского мира, где никак не ожидали такого сокрушительного поражения. Гамаль Абдель Насер, лидер арабского мира, постоянно выступавший с призывами противостоять «Израилю», счел необходимым подать в отставку с поста президента, взяв на себя всю полноту ответственности за случившееся. Однако широкие слои арабских народных масс выступили против его отставки и потребовали от него оставаться на своем посту и продолжать борьбу против «израильской» агрессии.

Среди наиболее важных событий, произошедших после июньской войны, стал знаменитый арабский саммит «трех нет», состоявшийся в суданской столице. Президента Гамаля Абдель Насера встречали на хартумских улицах с огромным воодушевлением. Это позволило ему заявить, что он не мог и предположить, что его, вождя, потерпевшего поражение в важной битве, будут встречать так горячо. Как вспоминал суданский премьер Мухаммад Ахмад Махджуб, «больше всего мы опасались, что во время саммита с новой силой вспыхнут распри, которые существовали между Гамалем Абдель Насером и королем Хусейном. Но иорданский монарх в самом начале саммита потребовал предоставить ему слово и заявил о том, что сейчас не время злорадствовать над кем-либо. «Необходимо сплотить все народы арабской уммы для противостояния агрессии».

В эти дни, когда отмечается 45-я годовщина июньской войны, арабский мир находится в движении в результате Арабской весны. Умма призывает вернуть палестинскую проблему в центр внимания, которое она в свое время занимала. Это необходимо ради восстановления прав палестинского народа.