https://www.funkybird.ru/policymaker

Битва за Арктику началась

В ответ на намерения вытеснить Россию из Арктики необходим переход в контрнаступление.

У американских политиков традиционно большие пробелы в знании географии. Вот и госсекретарь США Клинтон, обсуждая в Норвегии вопросы Арктики и говоря о ведущих арктических государствах, забыла: главное среди них – Россия. Между тем норвежский визит Клинтон ознаменовался объявлением норвежского рыболовецкого городка Тромсё ни много ни мало «столицей Арктики».

Российский сектор Арктики раз в пять больше американского, о чём знающие географию люди могут быстро напомнить, даже не глядя на глобус. Сама госсекретарь науку эту наверняка давно забыла, но её референты знаниями об Арктике владеют достаточно, значит, умолчали о России умышленно. Всё просто – начата новая фаза борьбы за ресурсы Арктики. Фантастически крупные. Кроме богатейших месторождений углеводородов (нефти – 20% мировых запасов и в основном у наших берегов), там колоссальные транспортные возможности, используемые слабо (даже наш Северный морской путь). У западных конкурентов, как все больше становится очевидным, есть виды на наши несметные арктические богатства. Клинтон начала «психологическую атаку» – с чего-то вдруг из Арктического совета выделила непонятный «центр» из пяти стран – США, Норвегии, Швеции, Исландии и ещё неназванной пятой (секрет США?)…

Россия в Арктике уже тысячу лет. В 2007-м году мы установили наш государственный флаг на дне Северного ледовитого океана аккурат под Северным полюсом. Чем показали, кто в Арктике хозяин. И чем вызвали на Западе «учащённое сердцебиение». Потому что доказали, что хребет Ломоносова связан с территорией России, а не, как утверждает Дания, «затонувшая часть Гренландии».

На вызывающие «заявления с умолчанием» необходимо ответить мобилизаций всех усилий, направленных на защиту арктических интересов России. Ведь не надо быть пророком, чтобы видеть – скоро начнутся агрессивные споры вокруг «справедливых» границ в Арктике. США как «мировой гегемон» будут «рычать» громче всех. Однако и Канада ускоренно строит на Севере военные базы. А Евросоюз заговорил об интернационализации Арктики.

Уж на что далеки Китай с Индией от Северного полярного круга, но и их сильно интересует изобилие Арктики. Китай открыл на Шпицбергене исследовательскую станцию и дважды отправлял в северные моря ледокол «Снежный дракон». Приценивается к нашим небольшим арктическим островам, чтобы, купив хотя бы один, бочком-бочком протиснуться в Арктический совет.

«Россия должна всерьёз готовиться к активной высокоширотной деятельности: нужны новейшие ледоколы, необходимо учреждение Ледовитого военного флота, десятки других первоочередных практических шагов. Иначе придётся держать на всей северной границе огромную армию пограничников, в унтах и волчьих шапках». С этим прагматичным мнением первого вице-президента Центра моделирования стратегического развития Григория Трофимчука просто нельзя не согласиться. Более того, активную наступательную политику в Арктике надо громко приветствовать и максимально пропагандировать. Мы должны и сами для себя глубоко уяснить, и объявить всему миру: Арктика – важнейшая зона интересов России.

Конкуренты свой ход сделали. Возбудившись от общения с Клинтон, главный в норвежском МИДе Сторе объявил городок Тромсё «столицей Арктики». Вроде как место застолбил – хитрый пиаровский ход. А в ответ Клинтон горячо одобрила и поддержала идею разместить там постоянную штаб-квартиру Арктического совета.

Надо начинать свою игру. У нас есть свой козырной претендент на арктический центр – Мурманск. Он в пять раз крупнее Тромсё, отлично связан с большим миром всеми видами транспорта, здесь сильны промышленность, наука, образование. Если у какого-то города и есть основания стать арктической столицей, то это Мурманск.

США с Норвегией поспешили междусобойно решать, где размещать Арктический совет. Не подтолкнули бы РФ к такому нетривиальному решению, как продажа Китаю с Индией по маленькому островку. С последующим введением этих «развивающихся» стран в эту организацию.

Как бы там ни было, битва за Арктику, и в первую очередь – за нашу Арктику, началась.