https://www.funkybird.ru/policymaker

Госдума решает, каким должен быть парламентский контроль

Ирина Яровая назвала «опасным» вариант парламентского контроля от оппозиции.

Депутаты рассмотрели два законопроекта о парламентском контроле. Один из них представлен «Единой Россией», другой – оставшийся ещё с прошлого созыва. Участники дискуссии обвинили друг друга в антиконституционности представленных проектов, а глава профильного комитета предложил сделать на их базе единый закон.

Госдума в первом чтении рассмотрела два законопроекта, направленные на расширение полномочий парламента в сфере контроля деятельности правительства и других структур. Вариант «Единой России» выглядит сдержанно, а вариант оппозиции предусматривает более широкие полномочия законодательной власти. В результате дискуссия напоминала известную сказку о Бременских музыкантах, так как оппоненты сравнили друг друга с её героями.

Реальные полномочия

Разногласия возникли ещё на стадии утверждения повестки заседания, когда председатель комитета по Конституционному законодательству Владимир Плигин предложил рассмотреть 3 сводных законопроекта в одном пакете, причем вопреки повестке в первоочередном порядке перед альтернативным документом оппозиции. В свою очередь представители от «Справедливой России» выступили против и отстояли право первыми представить свой проект.

Его представил заместитель председателя комитета по безопасности, зампредседателя фракции «Справедливая Россия» Геннадий Гудков.

В своём докладе он отметил, что данный вариант позволяет парламенту реально контролировать ситуацию и препятствовать противозаконным действиям со стороны не только исполнительной и судебной властей, но и чиновников, а также представителей бизнес-структур.

«Такой механизм существует во всех развитых странах мира и ни разу не было жалоб на некомпетентность или незаконность решений парламентской комиссии. У нас уже есть норма о парламентском расследовании, но она не столь эффективна в нынешних реалиях, хотя как составная часть федерального закона вполне уместна», — подчеркнул Гудков.

Он добавил, что согласно законопроекту, который рассматривался и был одобрен в том числе некоторыми представителями от «Единой России» в прошлом созыве, соответствует всем нормам Конституции и позволит реально влиять на принимаемые в стране решения и их исполнение.Не выходя за рамки

Вариант от правящей партии представляла коллега Гудкова по комитету и его глава – Ирина Яровая. Она отметила, что данный закон исходил из принципа законности и соблюдения всех норм, а деятельность парламента не должна выходить за рамки его полномочий.

«В числе наших новелл мы предлагаем обязать правительство представлять в 3-месячный срок все подзаконные акты в Госдуму, так как именно в них зачастую скрываются коррупционные и иные риски. Вместе с тем, все законодательные акты должны проходить антикоррупционную экспертизу в Минюсте, а не только социально значимые», — подчеркнула Яровая.

Также предполагается создать межфракционную комиссию по чрезвычайным ситуациям, а правительство обязано включать в неё депутатов Госдумы. Кроме того разработчики документа предлагают обязать представителей парламента в госкорпорациях отчитываться об их деятельности, чтобы также избежать коррупционных рисков в этой сфере.По словам Ирины Яровой, главный принцип закона о парламентском контроле – не подменять контролирующие полномочия с судебной и следственной системой.

Также в пакете законопроектов предусмотрены изменения в закон о Счётной Палате, которая получит больше прав по контролю за бюджетными расходами. В частности, её представители будут участвовать в правительственных часах, а все решения и заявления, направляемые в органы правопорядка или прокуратуру, должны также поступать к депутатам.

О трубодурах и романтиках с большой дороги

После выступлений обсуждение приняло характер взаимных обиняков, когда представители оппозиции и фракции большинства обвиняли друг друга в антиконституционности их варианта закона.

Геннадий Гудков и его коллеги по фракции, в частности, назвали закон «Единой России» «пустым», а их самих трубодурами, принимающими декоративные меры под громким названием.

На это Ирина Яровоя ответила критикой нормы о беспрепятственном доступе к объектам любой формы собственности с возможным ознакомлением с оригиналами документов и беседой с любыми лицами в рамках парламентского контроля – это фактически узаконенный рейдерский захват, поэтому, по её словам, «Единая Россия» не даст «кошмарить бизнес» такими мерами.

Президент организации среднего и малого бизнеса «Опора России» Сергей Борисов в беседе с Firstnews отметил, что эта мера хороша лишь для западного менталитета.

«Мера может и хороша, но пока не для нас, не готовы мы ещё так вот раскрыться, что называется до носок, перед депутатами, так как не убеждены в их кристальной честности. Всё строится на доверии, а у нас никто никому не верит», — отметил он.

Между тем председатель национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов не видит в предложении оппозиции нарушения Конституции.»Законом не запрещается вмешиваться в деятельность коммерческих структур для проведения контрольных или следственных действий, в этой части никаких противоречий нет», — подчеркнул он.

При этом Кабанов заметил, что какой бы закон в итоге ни приняли, главное, чтобы он соответствовал интересам общества, иначе никакой пользы не будет.

Сборная солянка

В свою очередь разработчики альтернативного проекта, а также парламентарии других фракций высказали претензии в адрес законопроекта от «Единой России».

По мнению депутата от ЛДПР Сергея Иванова, норма об антикоррупционной экспертизе законопроектов фактически остановит деятельность парламента, а передача законодательных полномочий исполнительной власти противоречит главному закону страны и принципу разделения властей.

Он также назвал оба варианта закона «сборной солянкой» и в очередной раз настоял на предложениях ЛДПР.

«Это не закон о парламентском контроле, а о контроле «Единой России» над парламентом и делегирование его полномочий правительству. Вместо этого нам нужно принимать закон о Счётной Палате, а бороться с коррупцией и произволом властей нужно усилением ответственности за игнорирование или оттягивание ответов на запросы депутатов. Нам не нужны отписки», — заявил Иванов.

При этом он также критически отнёсся к идее о комиссиях при ЧС, полагая, что большинство в парламенте сделает эту процедуру формальной, как, собственно, и с представителями в госкорпорациях.Одобрить и дополнить

В свою очередь председатель комитета по Конституционному законодательству Владимир Плигин занял в споре конструктивную и, насколько это возможно, объективную позицию.

«Главное, чтобы у нас контролирующие органы, которых в стране насчитывается несколько сотен, не дублировали деятельность друг друга. Вместо новых институтов контроля нужно добиваться эффективности от уже существующих. Что касается проектов, то я предлагаю поддержать вариант, представленный депутатами от «Единой России», но учесть в нём те предложения, которые есть в альтернативном проекте», — отметил Плигин.

В результате обсуждения представители от КПРФ и «Справедливой России», как авторы альтернативного варианта, высказались против проекта «Единой России», а позиция ЛДПР как всегда оказалась на грани – не поддержав ни тот, ни другой, кроме пункта о Счётной Палате.Подводя итоги обсуждения, Геннадий Гудков заметил, что Россия вновь упускает шанс на эффективную борьбу с коррупцией и произволом власти.

«Такой парламент нам не нужен», — с горечью сказал депутат.

Окончательные итоги голосования станут известны после 17.00.