https://www.funkybird.ru/policymaker

Вместо Ирана США накажут партнеров по НАТО

Замкнуть кольцо экономической блокады Ирана будет довольно сложно. Геополитические оппоненты не видят никакого смысла в том, чтобы помогать США и Израилю отстаивать их интересы, а многие американские союзники боятся введения санкций даже больше, чем сам Тегеран.

Объявив о том, что дружба ЕС и США будет определяться тем, поддержит ли Брюссель Вашингтон в вопросе о санкциях против Ирана, президент США фактически, не оставил выбора Европе. К нынешним проблемам Евросоюза, пытающегося хотя бы замедлить развитие кризисных явлений в финансовой сфере, теперь добавится необходимость искать альтернативные источники поставок нефти.

Несмотря на то, что сам министр иностранных дел Франции Аллен Жюппе призвал соседей поддержать инициативу Вашингтона и усилить давление на Иран, подобная верность американскому союзнику не вызвала в ЕС особо воодушевления. И дело здесь, прежде всего, в экономических факторах.

Основными потребителями иранской нефти в Европе, на которую приходится около 18% от общего объема нефтяного экспорта Тегерана, являются Греция, Италия и Испания. Речь идет как раз о тех государствах, экономика которых пребывает в наиболее тяжелом состоянии. Правительства этих стран не могут позволить себе отказаться от привычной схемы поставок нефти и дополнительно поставить под удар национальную промышленность и инфраструктуру.

По поводу французской инициативы появилось множество комментариев. Правительства Греции, Италии и Испании категорически отвергли идею введения эмбарго на поставки иранской нефти «до конца января», на чём настаивал Париж, и потребовали некоего «льготного периода», который, в зависимости от оптимистичности расчётов, составит от одного месяца до одного года.

На годичной отсрочке настаивает Греция, половина импорта энергоресурсов которой приходится на Иран. «Мы обсудили проблемы и трудности, которые возникают в связи с ситуацией в Иране, и, с нашей точки зрения, все эти вопросы нуждаются в тщательном и скоординированном изучении», заявил министр иностранных дел Греции Димос. Италия, чьё финансовое положение тоже неблестяще, покупает у Ирана порядка 40% необходимого ей количества нефти. Крупным покупателям также является Бельгия. Великобритания, Германия.

Промышленные круги в самой Франции признают, что срок «до конца января» — мягко говоря, оптимистичен. И настаивают на отсрочке в три месяца. Таким образом, вопрос о санкциях против Ирана еще раз выявил ассимметрию в развитии различных стран ЕС. Одни могут себе позволить отказаться от налаженных поставок нефти без существенного вреда для промышленности, а другие — нет.

Неизвестно также, каков будет окончательный ответ на американское предложение Турции. Турция, хоть и является союзником США, «привязана» к иранской нефти даже сильнее, чем Греция. Примерно 30% всех потребностей Анкары в нефти удовлетворяет Иран.

Как сообщает Reuters, Турция планирует согласовать с США такой вариант эмбарго, который не затронет ведущего турецкого оператора в области нефтепереработки Tupras. Речь идёт как о сохранении поставок в достаточном объёме, так и защиту от санкций со стороны самого Вашингтона. Американские законодатели пообещали наказывать государственные компании стран, ведущих торговлю с парией-Ираном отлучением от американских банков.

Турецкая сторона упоминает пункт в законе, подписанном Бараком Обамой, согласно которому документ позволяет освобождать от санкций государственные компании тех стран, которые существенно сократили свое сотрудничество с Ираном. Также, согласно тексту закона, санкции могут быть приостановлены в тех случаях, когда это противоречит национальным интересам США или выводит из равновесия мировую торговлю нефтью.

Пока что министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз заявил, что Tupras продолжит по-прежнему закупать нефть у Ирана до тех пор, «пока ситуация не изменится». Глава МИД Турции Ахмед Давудоглу посетил Тегеран и своего коллегу, министра иностранных дел Ирана Али Акбара Салехи. Турецкие дипломаты намерены выработать особую стратегию отношений с Иранм. Что, собственно, полностью предсказуемо — ведь США достаточно далеко, а введение санкций против соседнего государства требует изрядной осмотрительности. Так, турецкая сторона уверила Иран в том, что при любом развитии двусторонних отношений, Турция не предоставит свою территорию под плацдарм для удара по Ирану.

Другой союзник США, Япония, тоже высказала пожелания, чтобы санкции были более дозированными. Хотя зависимость Токио от Тегерана меньше, чем у турецких коллег. Япония закупает у Ирана порядка 10% всего объёма нефти. Министр экономики и промышленности Японии Юкио Эдано сообщил, что власти Японии рассчитывают всеми доступными средствами минимизировать негативное влияние антииранских санкций на экономику страны. Япония, также как и Турция, тоже рассчитывает договориться с США об освобождении компаний страны от американских санкций за сотрудничество с Тегераном, и разработать меры, которые позволят избежать резкого скачка цен на нефть.

Существует ещё Китай, на который приходится 20% всего экспорта Ирана. Китай является главным потребителем иранской нефти и не склонен поддерживать политику США себе во вред. «Китай против того, чтобы какая-либо страна в одностороннем порядке вводила санкции в отношении других государств, — заявил официальный представитель министерства иностранных дел Китая Хун Лэй. — Мы, как и многие другие страны, поддерживаем нормальные торгово-экономические связи с Ираном, и они не нарушают резолюцию ООН». Другие должностные лица, на разных уровнях, также описали видение Пекина — Иран был и остаётся важным торговым партнёром КНР и одним из главных поставщиков энергоносителей в Китай, причём пересматривать устоявшиеся отношения Китай не собирается.

Сразу после заявления представителей МИД КНР стало известно, что в Пекин собирается нанести визит сам министр финансов США Тимоти Гайтнер. Видимо, он будет убеждать Пекин поддержать США в экономическом противостоянии с Ираном. Встреча запланирована на самом высоком уровне — с министром финансов будут встречаться премьер госсовета КНР Вэнь Цзябао и заместитель председателя КНР Си Цзиньпин.

Каких результатов достигнут США после этой встречи — сказать сложно. Не стоит забывать, что Пекин уже потерял несколько выгодных контрактов и значительные инвестиции в Ливии, разрушенной благодаря усилиям Вашингтона. Да и последовательная политика США по ущемлению китайских интересов везде, где это возможно, вряд ли будет забыта.

Порядка 12-15% всей нефти для своих нужд у Ирана покупает Индия. Как и в случае с Китаем, торговое партнёрство Тегерана и Дели не ограничивается нефтью, и отмена сложившегося статус-кво выглядит малореальной. На всякий случай, представители Индии ещё в середине декабря сообщили о рассмотрении возможностей оплаты нефти из Ирана через российские банки. Поставки в Индию сравнимы с поставками в Китай, и также составляют 20% от всего иранского импорта.

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад отправился в масштабное турне по странам Латинской Америки и Карибского бассейна. В ходе визитов планируется посещение всех стран, с которыми у Вашингтона прохладные или откровенно враждебные отношения — Венесуэлы, Никарагуа и Кубы. Президент Венесуэлы Уго Чавес уже высказался в том ключе, что президент Ирана — желанный гость, а атомная программа Тегерана не вызывает у Венесуэлы никаких сомнений в своём исключительно мирном назначении.

Ничуть не ослабевает решимость Ирана и в военной сфере. После громких маневров «Вилает-90» и угроз в сторону уходящего американского авианосца, Израиль и США решили ответить адекватно и провести в самое ближайшее время учения сил ПВО и ПРО, которые были запланированы на весну. Учения под традиционно живописным названием «Суровый вызов 12» (Austere Challenge) станут, как сообщают израильские и американские СМИ, «самыми масштабными в истории военного сотрудничества двух государств». Следует отметить, что угрозы Ирана авианосцу John C. Stennis можно считать удавшимися — американская авианосная группа не будет возвращаться в Персидский залив. И, очевидно, окрылённые этим успехом, иранские военные решили продвигаться дальше.

В качестве ответа на американо-израильские учения, командующий морскими силами Корпуса стражей исламской революции адмирал Али Фадави заявил, что его подразделения в феврале проведут новые военные учения в Ормузском проливе и в Персидском заливе. Они будут проходить в формате традиционных ежегодных учений «Великий пророк» и учитывать специфику возможного морского противостояния с США.

Получается, что замкнуть кольцо экономической блокады Ирана будет довольно сложно. Геополитические оппоненты не видят никакого смысла в том, чтобы помогать США и Израилю отстаивать их интересы, а многие американские союзники боятся введения санкций даже больше, чем сам Тегеран.