https://www.funkybird.ru/policymaker

Медведев решил взять пример с Пиночета?

Под видом либерализма, оттепели и послаблений власти вновь пытаются «закрутить гайки».

Призрак бродит по России, призрак либерализма! Президент России Дмитрий Медведев внес (или вот-вот внесет) в Госдуму целый пакет законов, которые должны освободить российскую партийную систему из-под спуда административного регулирования. Во всяком случае, такова официальная цель.

На деле же, похоже, все будет ровным счетом наоборот. Дмитрий Медведев очень любит закручивать гайки под разговоры о либерализации. Не станет исключением и его инициатива по реформе политической системы. Например, решено облегчить регистрацию партий. Сейчас на сайте ЦИК лежит проект закона: нужно будет всего 500 членов партии в половине субъектов Федерации для того, чтобы ее зарегистрировать. Ныне, напомним, требуется аж 50 000.

Казалось бы, вот она, свобода! Любой желающий сможет создать партию себе по душе! У нас запляшут лес и горы! Однако все оказывается не так просто. Одновременно планируется реформа избирательной системы. Судя по всему, ошиблись те наблюдатели, кто (как и автор этих строк) полагал, что речь идет о возврате к 90-м годам, когда половина Думы избиралась по партийным спискам, а другая половина – по одномандатным округам.

10 января неформальный советник президента Игорь Юргенс намекнул, что Россию хотят перевести на чилийскую избирательную систему. Напомню, что Чили – небольшое государство в Южной Америке, которым многие годы управлял диктатор Аугусто Пиночет. Его террористический режим является своего рода иконой для российских либералов, видящих в Пиночете, которого при жизни многие именовали «фашистом», образец идеального правителя, который пинками и палками гонит народ в «светлое завтра».

Правда, преуспеть ему в этом не удалось. ВВП Чили на душу населения сейчас меньше, чем в России, и это несмотря на то, что либеральные экономические реформы в этой небольшой стране были начаты аж в 1973 году, когда диктатор пришел к власти, свергнув законного президента Альенде. Прошло 37 лет «реформирования», а воз и ныне там. По данным МВФ, ВВП на душу населения составляет в Чили всего $16 000. Этот результат недостаточен, чтобы считать Чили богатой страной и образцом, ибо для США аналогичный показатель – более $40 000, а для развитых европейских стран – более $30 000. Получается, Путин за 12 лет своего правления достиг большего, чем пиночетовская и постпиночетовская Чили – за почти 40.

Вернемся, впрочем, к избирательной системе. Чилийская модель формально считается пропорциональной (дескать, все как в Европе), но на деле является результатом картельного сговора двух партий. Вся страна разбита на двухмандатные округа. Избиратели формально голосуют за партии. От каждого округа избирается два депутата. Естественно, что при таком положении дел в лидерах всегда крупнейшие политические силы – правая и левая. Казалось бы, что здесь плохого? Но эта модель подавляет малые партии, делает их существование фактически ненужным. И если в Чили она еще скрипит потихоньку (хотя в мире нет дураков: ни одна страна не заимствовала эту странную модель), то в России ее применение будет означать подлинную катастрофу.

Почему? Представим, что вся Россия будет разбита на 225 двухмандатных округов. Учитывая громадный административный ресурс, находящийся в руках партии «Единая Россия», это будет означать, что ЕР будет способна провести в каждом таком округе как минимум одного депутата.

Но есть регионы, где ЕР гораздо более популярна, чем в среднем по России. Это Кавказ, а также национальные республики, такие как Татарстан или Башкирия. Это значит, что в таких регионах ЕР может получить и по два места в двухмандатных округах.

В сумме это будет означать гарантированную чистую победу ЕР при любом выборном раскладе. «Единая Россия» всегда будет иметь большинство в Государственной Думе.

Ситуация усугубляется тем, что партией № 2 в России традиционно является КПРФ. Казалось бы, что здесь плохого? Однако коммунисты неприемлемы в качестве правителей как для российских элит, так и для Запада.

Когда господствуют две крупные партии, одна из которых по политическим соображениям высшего свойства не может прийти к власти, возникает блокированная политическая система.

Она существовала, например, в Италии 50-80 годов прошлого века, когда правительства формировали Христианско-демократическая партия и ее союзники, а Итальянская коммунистическая партия не допускалась до власти, хотя регулярно занимала вторые места на общенациональных выборах.

Чилийская модель будет значить, что ЕР гарантирует себе монопольное правление на долгие годы. Партией № 2 станет КПРФ, чья фракция в Государственной Думе, скорее всего, резко увеличится. Другие партии, такие как ЛДПР и СР, скорее всего, потеряют подавляющее большинство мандатов, ибо партии, занявшей третье место в двухмандатном округе, будет затруднительно попасть в Думу.

Конечно, теоретически можно представить ситуацию, что «Справедливая Россия» обойдет КПРФ и станет второй ведущей партией в Государственной Думе, но это маловероятно: наша страна слишком бедна и протестные слои населения охотнее голосуют за привычных коммунистов.

Итак, возникнет Госдума, где будут доминировать ЕР и КПРФ, несколько мандатов получат СР и ЛДПР, а также независимые депутаты. Партийная система России, и так слабая, в результате полностью обрушится. «Вы нас даже не представляете», – такие плакаты несли демонстранты на прошедших в прошлом году митингах. И впрямь – вне системы представительства окажется весь городской средний класс, который и бунтует на Манежной и Болотной. Государственная Дума окончательно превратится в фикцию, в союз правящей бюрократии с коммунистами при полном игнорировании населения мегаполисов. Надо ли говорить, что «крышку» с такого «котла» может сорвать в любую минуту?

Стало быть, нам опять под видом либерализма, оттепели и послаблений пытаются «закрутить гайки», как уже делалось неоднократно. Можно вспомнить, например, решение об увеличении срока полномочий президента с четырех до шести лет. И это притом, что во всем мире наблюдается обратная тенденция – сокращение срока.

В условиях чилийской системы бессмысленно разрешать регистрацию новых партий. Никто из них не попадет в парламент, который будет монопольно разделен между ЕР и коммунистами. Если в 1990-е и 2000-е гг. сравнительно небольшие партии, такие как «Яблоко» или «Родина», имели шансы на попадание в Государственную Думу, то по новой системе это будет невозможно. Хорошенькую модель откопали либералы на пиночетовской помойке!

Если эту модель распространят и на губернаторские выборы (т. е. закрепят в законе, что кандидаты в губернаторы смогут выдвигаться только партиями, имеющими фракции в местных парламентах), то мы на новом витке вернемся к нынешней политической системе. Только сейчас губернаторы назначаются, а так – будут избираться. В большинстве регионов будут править все те же представители ЕР, кое-где разбавленные коммунистами.

Правда, как пойдет реформа губернаторских выборов, не знают пока до конца и сами представители власти. Понятно только одно: простого демократического голосования не будет.

Иначе говоря, «либерализация» проходит под лозунгом «как бы так все изменить, чтобы ничего не менять?». А ведь есть хорошо себя зарекомендовавшая в Европе пропорциональная система, согласно которой депутатские мандаты распределяются между партиями в соответствии с тем количеством голосов, которые они получили на выборах. Но, увы, российская власть не склонна учитывать мировой опыт.

А это значит, что борьба городского среднего класса с псевдолиберализованной, но на деле никого не представляющей политической системой продолжится.