https://www.funkybird.ru/policymaker

Тяжкая доля партии власти

«Единая Россия» одновременно ведет борьбу с оппозицией, гражданским обществом и интернетом.

Трудным днем оказалась для «Единой России» минувшая пятница. Партии власти в Государственной Думе пришлось вести наступление на гражданские права россиян сразу по нескольким направлениям: она сняла неприкосновенность с «депутата-преступника» из КПРФ, начала работу над законом об удушении общественной активности и инициировала возвращение в Уголовный кодекс статьи о наказании за клевету. Если единороссы продолжат и дальше с той же интенсивностью открывать все новые фронты борьбы против гражданских свобод, то они рискуют очень быстро надорваться. Хотя им и сейчас уже тяжело.

Снять депутатскую неприкосновенность с депутата-коммуниста Владимира Бессонова попросил Госдуму генпрокурор Юрий Чайка по предложению председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина. Видимо, власти срочно понадобился прецедент: ей необходимо было возбудить уголовное дело по массовым беспорядкам, которые произошли 2 декабря 2011 года в Ростове-на-Дону. Напомним, что Бессонов участвовал тогда во встрече депутатов Госдумы от всех оппозиционных фракций с горожанами. Эта встреча была признана полицией несанкционированной акцией и разогнана. Вот в борьбе за звукоусиливающую аппаратуру Бессонов якобы и оскорбил действием чуть ли не все руководство ростовских полицейских.

Впрочем, аргументы правоохранителей выглядели не слишком убедительно: медицинское освидетельствование пострадавших проводилось не сразу, а лишь спустя неделю; само уголовное дело уже несколько раз то закрывалось, то открывалось; а из видеозаписей, которые вроде бы должны уличить депутата Бессонова в рукоприкладстве, на самом деле следует, что он как бы и ни при чем.

Однако «Единая Россия» решила продемонстрировать всей оппозиции, что за политическую и депутатскую активность, если она направлена против власти, теперь может последовать такое наказание, что никакой статус парламентария не спасет. К единороссам тут же присоединились жириновцы, которые в последнее время все чаще демонстрируют согласие с партией власти по любым вопросам.

Видя, по какому сценарию развиваются события, депутаты от «Справедливой России» заняли четкую позицию в «деле Бессонова». Именно они задавали самые «неудобные» вопросы первому заместителю генпрокурора Александру Буксману, доказывая, что депутата-коммуниста пытаются привлечь к уголовной ответственности не за преступление, а за политическую деятельность. В частности, Светлана Горячева пояснила: по сути дела, фабула уголовного дела заключается в том, что один человек среднего телосложения якобы легко «отдубасил» двоих полицейских более тяжелой весовой категории.

По мнению Горячевой, в этом деле все – сплошная фикция, а само оно, к сожалению, еще одно доказательство того, что органы правопорядка у нас занимаются политикой гораздо охотнее, чем борьбой с настоящими преступниками. Она напомнила, что по закону депутат имеет право проводить встречи с избирателями там, где он считает это удобным. А вот полиция – опять же по закону – может задерживать на месте преступления даже депутатов Госдумы. Однако в декабре с Бессоновым, который к тому же еще и не был избран в Думу, разбираться по поводу избиения полицейских почему-то никто не захотел. Даже сами якобы пострадавшие.

Увы, никакие разоблачительные вопросы и разумные доводы, к сожалению, не помогли Владимиру Бессонову – стараниями «Единой России» и ЛДПР с депутата-коммуниста все-таки сняли иммунитет. Таким образом, впервые за долгие годы в Госдуме создан прецедент, и он может оказаться намного опаснее, чем кажется сегодня.

Другой законодательной инициативе единороссов – принятию в первом чтении поправок к закону об НКО, вводящих понятие «иностранного агента» для тех из них, кто действует на зарубежные гранты в общественно-политической сфере, фракция «Справедливая Россия» вынуждена была сопротивляться в одиночку. Потому что ЛДПР однозначно одобрила эти поправки, а коммунисты на этот раз пошли на поводу у не самой разумной части своего электората. Зюгановцам, видимо, не захотелось объяснять своим избирателям, что фраза «иностранный агент» в данном случае используется партией власти не по делу, а злонамеренно. Исключительно для того, чтобы при случае навесить этот убийственный в нашей стране ярлык на ту общественную структуру, которая станет для власти неугодной.

Ведь пресловутая «политическая деятельность» определятся в единороссовском законопроекте крайне широко. Таковой, в частности, признается любая попытка влияния на решения органов власти и общественное мнение. А это значит, что всякая кампания в прессе, всякий митинг – пусть даже в защиту домашних животных или за права инвалидов – всегда могут быть объявлены политической деятельностью. Тем более, что чаще всего те НКО, которые этим занимаются, действительно получают деньги из-за границы. Просто потому, что отечественный бизнес к такого рода социальной деятельности, как раздача грантов, не приучен, а власть в свою очередь не слишком стремится его этому научить. Депутат от «Справедливой России» Илья Пономарев пытался объяснить это коллегам по парламенту, но безуспешно. Законопроект об «иностранных агентах» получил 313 голосов. Уже в эту пятницу он будет принят в окончательном виде.

Между тем, не дожидаясь конца этой работы, единороссы принялись за следующую. Группа депутатов из партии власти, примерно того же именного состава, что ужесточила законодательство о митингах, а потом подготовила поправки к закону об НКО, теперь призывает вернуть в УК РФ статью о клевете. Она, правда, была удалена оттуда всего-то полгода назад, когда с 1 января 2012 года вступила в силу очередная инициатива Дмитрия Медведева по либерализации уголовной политики государства. А сейчас партия власти возвращает статью о клевете под предлогом защиты конституционных прав граждан.

Как это ни смешно, но именно данный тезис положен в обоснование необходимости пересмотра медведевской инициативы. Дескать, административное законодательство эти права граждан защищает плохо, да и 2-3 тысячи рублей штрафа за клевету – слишком мало. Понятно, что для блогеров, которые любят вытащить на свет очередные грязные делишки представителей власти, этого штрафа явно недостаточно. Любопытно, что наибольшее наказание – до 5 лет тюрьмы – полагается тем «клеветникам», которые намекают на совершение неким лицом тяжкого или особо тяжкого преступления. Это очевидный «привет» со стороны власти, скажем, Алексею Навальному, который не раз предъявлял претензии чиновникам за коррупционные нарушения.

Как известно, «Единая Россия» приняла решение, чтобы все ее депутаты записались в авторы закона об «иностранных агентах». Это было сделано для того, чтобы не страдала репутация первоначальных его подписантов. Хотя на самом деле она и не могла пострадать, потому что ее просто нет. Ведь всем в Госдуме известно, где пишутся такого рода законопроекты. Точно также известно, откуда идут команды о наказании депутатов от оппозиции вроде Бессонова. Единороссы при этом надувают щеки, всем своим видом показывая, что это именно они «наводят порядок» в стране.