https://www.funkybird.ru/policymaker

Лондонский суд устроил позорище для России

Высокий суд Лондона начал рассмотрение иска Михаила Черного против Дерипаски.

Второй акт позорнейшего для России судилища над ней же самой стартовал в понедельник в Лондоне. В Высоком суде британской столице продолжились слушания по одному из самых крупных коммерческих исков в истории британского правосудия: с российским олигархом Олегом Дерипаской судится миллиардер Михаил Черной (тоже выходец из СССР и тоже сколотивший свое состояние на «прихватизации» советского наследия). Проживает г-н Черной, правда, сейчас уже в Израиле (точнее – скрывается там от испанского правосудия, обвинившего его в отмывании преступных доходов). Но Высокий Лондонский суд, тем не менее, счел возможным рассмотреть его жалобу на Олега Дерипаску.

Почему это уже второй акт сей «пьесы»? Да потому, что несколько месяцев тому назад тот же Высокий Лондонский суд длительное время рассматривал в принципе аналогичный иск небезызвестного Бориса Березовского к столь же небезызвестному Роману Абрамовичу. С вызовом в Лондон в качестве свидетелей и того же Дерипаски, и даже бывшего главы администрации президента РФ Александра Володина («серого кардинала» Кремля того времени), которые дали очень «признательные» показания. Значит, это уже в своем роде серийное судилище над российским бизнесом и современной Россией в целом.

Почему оно позорит нынешнюю (да и только нынешнюю) Россию? Да не только потому, что конкретно в ходе этих процессов вскрывается и что, разумеется, не может никого украсить. Дело в том, что даже те российские олигархи, которые приближены к современной российской власти (такие же, кстати, граждане РФ как мы с вами), предпочитают судиться со своими оппонентами-«изгоями» этой же власти именно в Лондоне. Вот она, их высшая судебная инстанция, а не какой-то там Высший или Арбитражный суд РФ. Хотя все их преступления (или отсутствие оных) были совершены на территории нашей Родины. Но «судить» их будет все же Лондон с их же согласия, выставляя всему миру Россию на посмещище.

Высокий суд Лондона сам постановил в 2009 году, что данное дело будет рассматриваться именно в Великобритании, так как якобы только там можно гарантировать «справедливость правосудия» и «безопасность истца». И хоть Дерипаска пытался оспорить это решение, Лондонский суд отклонил его жалобу, после чего наш олигарх (вслед за Абрамовичем) вверил себя в руки английской фемиды.

В интересном виде, кстати, предстанет на предстоящем суде истец, Михаил Черной – общение с ним суда будет проходить по видеосвязи. Об этом попросил сам олигарх, опасающийся, что как только он окажется в Лондоне, то его арестуют и переправят в добивающуюся его выдачи Испанию, обвиняющую Черного в отмывании денег.

Что касается сути процесса, то Черной требует себе 20% акций «Русала», поскольку еще в 2001 году якобы было подписано соглашение о передаче Дерипаске в траст пакета акций компании с обязательством выплаты их стоимости в течение трех-пяти лет, поясняет РИА Новости. Дерипаска, в свою очередь, отрицает, что вообще имел с Черным какие бы то ни было деловые отношения: тот, мол, всего лишь обеспечивал его бизнесу защиту — т.н. «крышу», без которой бизнес в России в начале 1990-х годов вести, дескать, было решительно невозможно.

Английское правосудие термином «крыша» не удивишь — оно в курсе о том, что это такое после того, как в Лондоне отшумел уже упоминавшийся суд по иску Бориса Березовского к Роману Абрамовичу. В обоих процессах иски основываются на якобы имевших место договоренностях о бизнес-сотрудничестве. И Дерипаска, и Абрамович заявляют, что не заключали никаких соглашений о партнерстве, но если Абрамович говорит, что Березовский оказывал ему «политическую» протекцию, то Дерипаска признает, что Черной был криминальной «крышей» для его алюминиевого бизнеса в начале 1990-х годов.

Общий объем претензий Черного составляет примерно 13% от доли Дерипаски в «Русале» минус 250 миллионов долларов, которые ранее уже были выплачены ему. Более точные данные по сумме, которую хочет получить Черной, появятся с началом процесса. Однако даже не денежные выплаты не являются предметом рассмотрения стартовавшего суда. Этот процесс будет посвящен выяснению того, действительно ли Черной и Дерипаска находились в деловых отношениях. Только если проживающий (скрывающийся) в Израиле Черной сможет доказать свою правоту, начнется рассмотрение его требований по компенсации.

Сегодня суд начал заслушивать вступительное слово юристов Черного, затем — Дерипаски. Как ожидается, это займет несколько дней, после чего процесс прервется до осени. Основные слушания, перекрестный допрос свидетелей и экспертов начнется не ранее конца сентября — начала октября. Точный состав свидетелей сторон неизвестен. Возможно, свидетелем со стороны Дерипаски будет все тот же Роман Абрамович, а поддержку Черному якобы готовится оказать Березовский. Хотя тут возможны варианты, ибо сам Черной в свое время не стал давать показания в пользу Бориса Абрамовича. РБК Daily пишет, что ведущему процесс судье было представлено 12 заявок от свидетелей, готовых дать показания, но настаивающих на своей анонимности, но подобные гарантии были представлены лишь одному из них.

Британская публика, памятуя о «пикантных особенностях» бизнесы по-русски, вскрывшихся в ходе процесса Березовский-Абрамович, уже смакует громкие разоблачения, которых ожидает от процесса нынешнего. Так, накануне суда Дерипаска в интервью британским журналистам подтвердил, что в «лихие девяностые» приплачивал преступным группировкам за обеспечение безопасности. «Эти платежи назывались «крыша». Плата за обеспечение безопасности клиентов… Я ненавидел это, но тогда не было иного способа обеспечить безопасность себе и сотрудникам», — заявил Дерипаска в интервью The Sunday Telegraph, перевод материала которой приводит InoPressa. «Когда мы начали скупать у сотрудников акции (полученные в ходе приватизации), мы сразу почувствовали давление со стороны криминала… Первый раз, когда им удалось меня всерьез напугать… это когда моему коммерческому директору выпустили две пули в голову… Вот тогда я решил на время принять их условия, чтобы сохранить жизнь себе и моим сотрудникам», — заявил Дерипаска в интервью The Sunday Telegraph.

По словам российского олигарха, начало передела алюминиевого рынка в России приходится на 1993 год. В то время многие люди, рассказывает он, буквально сходили с ума от неожиданно свалившегося на них богатства. «Ты одалживаешь 500 тысяч долларов, а всего через шесть месяцев возвращаешь только 100 тысяч… Можно было купить тонну алюминия за 400 долларов, а продать — за 1,2 тысячи», — вспоминает Дерипаска. Столь перспективная сфера привлекла, по словам бизнесмена, криминал. «Вы должны понимать, какова была обстановка, — поясняет он. — Это не были легкие деньги. Все государственные институты перестали функционировать. Само понятие государства находилось под угрозой».

Естественно в ходе начавшегося судебного процесса весь мир услышит еще много нового об «особенностях» бизнеса, который пышным цветом расцвел в России с начала 1990-х. И мир даже немало поиздевается над Россией, которая не сумела, мол, воспользоваться обрушившейся на нее «свободой предпринимательства». Между строк такого «приговора», разумеется, будет напрашиваться вывод о необходимости введения над Россией некоего «внешнего управления». Ну, не приспособлена она, видите ли, в силу своей природы к тому, чтобы перенять «передовой» западный опыт.

Ожидается, что слушания в Высоком суде Лондона могут затянуться на несколько месяцев.