https://www.funkybird.ru/policymaker

Поправки в УК: они посадят десятки тысяч за «клевету»

Как и было уже сказано, депутаты Государственной Думы А.Хинштейн, П. Крашенинников и другие представители фракции «Единая Россия» внесли в Думу проект Федерального закона о возвращении в Уголовный Кодекс РФ статьи 129 «Клевета», максимально ужесточив наказание.

Действительно, негоже публично называть человека педофилом или мразью , если такие характеристики основываются только на личном неприязненном отношении либо на недовольстве его деятельностью. В этом случае, мы имеем самую настоящую клевету и существующий ныне штраф в 5 тысяч рублей выглядит, по меньшей мере, смешно. Приготовил 50 тысяч и можешь десять раз публично смешать с грязью любого, вместе с его родственниками и близкими. Чем, кстати, многие и пользуются. Поэтому определенная ответственность за клевету, бесспорно, необходима. Но надо принимать продуманный законопроект, приведенный в соответствие с российскими и международными правовыми нормами, а не превращать законодательство в конвейер для отправления на нары.

Однако, депутаты-единороссы, взявшись за возвращение в Уголовный Кодекс статьи о клевете, снова превратили, казалось бы, справедливое начинание, в карательный инструмент, нарушающий все правозащитные критерии, принятые как российским, так и международным законодательством.

Еще раз напомню о том, какие опасные для наших с вами прав подводные камни спрятаны в предлагаемом проекте Закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации».

Я уже писал о том, что мне довелось быть первым и последним подсудимым в России, которого по части 3 статьи 298 УК (клевета в отношении судьи, следователя, прокурора, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления) судил суд присяжных. И единодушно оправдал. Но в декабре 2011 года эта статья была изъята из УК РФ, а в проекте новых поправок в УК о восстановлении уголовного наказания за клевету также отсутствует.

Итак, статья 129 УК «Клевета» и статья 298 УК «Клевета в отношении судьи, прокурора, следователя» были удалены из Уголовного кодекса в декабре прошлого года и переведены в Административный Кодекс. Соответственно, и часть 3 статьи 298 УК о «клевете в отношении судьи, прокурора, следователя соединенной с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления», по которой полагалось право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей, также исчезла из Уголовного кодекса.

И вот теперь, восстанавливая уголовную ответственность за клевету и значительно ужесточив наказание (до 5 лет лишения свободы), депутаты где-то «потеряли» право обвиняемого на рассмотрение дела, связанного с «клеветой в отношении судьи, прокурора, следователя», коллегией присяжных заседателей. Дело в том, что по предлагаемому законопроекту, и судья, и следователь, и прокурор автоматически вошли в общее понятие «лица». И теперь «клевета» в их адрес рассматривается обычным районным судьей, а обвинение поддерживает районный прокурор. Хитро? Не правда ли?

Получается совершенно неправомерная ситуация. В случае принятия такого законопроекта, судья районного суда будет рассматривать уголовное дело по факту «клеветы, соединенной с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления», совершенной в отношении такого же судьи районного суда или суда более высокой инстанции. Также прокурор будет поддерживать обвинение по клевете, совершенной в отношении прокурора, в том числе и прокурора старшего по званию и занимаемой должности. О какой беспристрастности в этом случае может идти речь?

Что гарантирует нам законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в том виде, в котором он внесен фракцией «Единая Россия»? А гарантирует он нам следующее: Первое: если обвиняемый по любому уголовному делу заявляет судье, прокурору или следователю, что уголовное дело сфальсифицировано, а приговор незаконен, то после этого автоматически может быть дополнительно обвинен по части 5 статьи 129 УК (клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления). Второе: если любой гражданин сообщает двум соседям (о митинге и интернете даже речь не идет, достаточно «двух и более лиц») о том, что в отношении «кого-то» незаконно завели уголовное дело или незаслуженно приговорили, то также получает обвинение по части 5 статьи 129 УК. Третье: если человек сообщает, скажем, в интернете, что уголовное дело против « кого бы то ни было» является заказным или сфабриковано по команде сверху, то и в этом случае тоже подлежит суду по части 5 статьи 129 УК РФ.

Обращаю внимание на то, что наказание по части 5 статьи 129 УК предусматривает санкцию до пяти лет лишения свободы. А следствие будет вести рядовой следователь, обвинять — рядовой прокурор, а судить — районный судья. И никаких судов присяжных, которые полагались до декабря 2011 года.

И для того, чтобы остановить грядущие массовые посадки в лагеря тысяч «клеветников» на судей, следователей и прокуроров, необходимо внести изменения в предлагаемый законопроект о поправках в УК. Согласно статье 33 Конституции РФ, гарантирующей каждому право направлять «индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы» мы имеем возможность ЭТО сделать. Заодно и проверим, как функционирует Основной Закон.

Предлагаю всем, кто поддерживает необходимость введения суда с участием присяжных заседателей по уголовным делам о «клевете в отношении судьи, прокурора, следователя соединенной с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления», подписать коллективное обращение «О внесении дополнений в проект Федерального Закона «Об изменениях в Уголовном кодексе Российской Федерации».

После того, как будет собрано 10 000 подписей, мы направим обращение в комитет по законодательству Государственной Думы РФ, который на основании положений Конституции РФ обязан рассмотреть наше обращение и принять решение. В случае отказа, депутаты вынуждены будут публично объяснить, почему мнение «Единой России» прямо противоположно мнению избирателей. А после последуют Конституционный Суд РФ и Европейский Суд по правам человека.

Только так мы с вами сможем добиться внесения изменений в драконовский законопроект об уголовной ответственности за клевету и не позволить судебно-карательной системе отправить в лагеря тех, кто борется за соблюдение законов и отстаивает свои права и права других людей.

Петиция к Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации председателю Комитета по законодательству Крашенинникову Павлу Владимировичу ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О внесении дополнений в проект Закона «О внесении изменений в УК Российской Федерации»

ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О внесении дополнений в проект Закона «О внесении изменений в УК Российской Федерации»

В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатами фракции «Единая Россия» внесен проект Федерального Закона «О внесении изменений в «Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», где в частности восстанавливается введение уголовной ответственности по статье 129 УК РФ «Клевета».
Ранее из Уголовного Кодекса РФ (420-ФЗ от 07.12.2011), помимо 129 статьи, была изъята также и статья 298, в пункте «3» предусматривавшая наказание за «Клевету в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя, соединенную с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления». Эта статья находилась в перечне статей, предусмотренных к судебному рассмотрению коллегией присяжных заседателей, содержащегося в в пункте 1 части третьей статьи 31 Уголовно-процессуального Кодекса РФ.
Восстанавливаемая проектом Федерального Закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» статья 129 УК РФ («Клевета») в пункте 5 гласит «клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления». Соответственно, при отсутствии специализированной статьи (ранее была 298 статья УК РФ), потерпевшими по этому пункту также являются и судьи, присяжные заседатели, прокуроры, следователи, лица, производящие дознание, судебные приставы, судебные исполнители. Однако в данном случае обвиняемые лишаются права рассмотрения их уголовных дел коллегией присяжных заседателей (как это было до декабря 2011 года), что является нарушением части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, обвиняемые по факту клеветы в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя, соединенной с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, лишены права на рассмотрение их уголовных дел судом с участием присяжных заседателей. Соответственно, внесенные изменения направлены в сторону ухудшения участи обвиняемых, ущемления их права быть судимыми судами с участием присяжных заседателей.
Также закон в том виде, в котором он внесен в Государственную Думу, создаст предпосылки для массовой коррупции. Обращаем внимание на то, что в случае принятия законопроекта во внесенном ранее виде, судья районного суда будет рассматривать уголовное дело по факту «клеветы, соединенной с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления», совершенной в отношении такого же судьи районного суда или суда более высокой инстанции. Также прокурор будет поддерживать обвинение по клевете, совершенной в отношении прокурора, в том числе и старшего по званию и занимаемой должности. О какой беспристрастности в этом случае может идти речь?
На основании части 1 статьи 32, статьей 33 Конституции РФ, и руководствуясь частью 2 статьи 55 Конституции РФ, гласящей «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», статьей 15 Уголовно-процессуального кодекса РФ, считаем необходимым внести в проект Федерального Закона «О внесении изменений в «Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» следующие дополнения:
1.Дополнить статью 129 Уголовного Кодекса Российской Федерации пунктом 6:
«6.Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, —
наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок от трехсот шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок».
2. Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации следующие изменения:
1) в пункте 1 части третьей статьи 31 после слов «126 части третьей» дополнить словами «129 частью шестой».