https://www.funkybird.ru/policymaker

Секреты войны 1812 года — памятка для современной России

Прошу прощения за очередной ликбез. Но — поскольку год юбилейный — чем ближе к дате Бородинского сражения, тем больше нас ожидает сенсационных исторических разоблачений, суть которых, как обычно, будет сводиться к «наши завалили французов пушечным мясом». Так что имеет смысл коротко объяснить, каков на самом деле был секрет победы.

Если совсем кратко — то секретов победы Российской империи в Отечественной войне 1812 года не было: было множество факторов, приведших к победе, а не секретов.

Самый известный в народе «секрет» — «дубина народной войны», прекрасно показанная Львом Николаевичем Толстым. Если совсем примитивно, то этот фактор выглядит так – наша армия, героически сражаясь, отступала с боями, не в силах остановить огромные силы великого полководца Наполеона (а он действительно был великим полководцем и силы его действительно были огромны – более 600 тыс. человек). Но русский народ, поднявшись против захватчиков, в партизанской борьбе сломал хребет «Великой армии» Наполеона.

Правда, испанский народ, поднявшийся на «герилью» и ведший ещё более масштабную и успешную партизанскую борьбу, так и не смог за 7 лет освободить свою страну, хотя и сковывал 300-тысячную армию Бонапарта. Ну не могут партизаны сами одержать победу над оккупационной регулярной армией. Они даже парализовать её деятельность не могут – могут только постоянно наносить тот или иной ущерб. Для освобождения Испании понадобилось силами целой коалиции Наполеона разгромить. Так что этот «секрет» на основной секрет победы претендовать не может.

Другой «секрет» — удивительная стойкость и мужество русских солдат и офицеров. И это важный фактор. Без героизма, умения и мужества русского солдата остановить Наполеона не удалось бы. Но этот фактор, важнейший, сглаживается тем, что войска Наполеона тоже сражались мужественно и умело. А было их больше. 444 тыс. стойких и умелых солдат – это сильнее, чем 220 тыс. стойких и умелых солдат. И это подтверждается тем, что Наполеона не остановили на границе, не остановили под Смоленском, даже у Бородино не остановили. Москву, и ту Наполеону оставили. Вот если бы наши солдаты были стойки и умелы, а наполеоновские – трусливы и неопытны, то этот фактор мог бы стать решающим. Но, к сожалению, враг был силён и в этом отношении, хотя и не сильнее нас.

Многие упирают на великий талант и мужество наших генералов. Но французские маршалы тоже не по объявлению были набраны, а достигли своего положения личным мужеством и полководческими способностями. Наших лучших полководцев, Барклая и Багратиона, Наполеон под Смоленском обыграл в манёвре, как котят. Так что здесь стороны тоже близки по уровню.

Не было у нас и тактического превосходства, и технического – здесь тоже мы с Наполеоном были равны.

Так в чём же секрет? Как получилось, что первые месяцы войны мы отступали перед гораздо более сильным противником, а затем погнали как Наполеона в центре, так и его маршалов на флангах?

На самом деле «секрет» крайне прост, известен почти любому военному и работает в большинстве войн. Этот «секрет» — военный потенциал и его использование.

Наполеон к нам вторгся с армией в 444 тыс. человек. В ходе войны он смог подтянуть в виде резервов и маршевых батальонов ещё около 170 тыс. человек. Всего – более 600 тыс..

Русская армия, сосредоточенная против Наполеона, насчитывала более 230 тыс. человек. Кроме того, были подтянуты резервные корпуса (более 30 тыс.), Дунайская армия, освободившаяся после войны с Турцией (около 60 тыс.) двигалась с юга к театру военных действий. Но всего этого было мало.

Однако к 1812 году Российская империя была одной из Великих Держав. Она имела большие людские ресурсы и мощное военное производство. Русская армия к 1812 году, после реформ Аракчеева и Барклая-де-Толли, была на передовых позициях по организации, тактике и вооружению, имела значительные мобилизационные запасы снаряжения и вооружения, мощные конные заводы.

За 1812 год Российская империя поставила под ружьё более 400 тыс. рекрутов и 280 тыс. ополченцев. А это с действующей армией — уже сильно больше, чему у Наполеона. И всю эту массу войск смогли снарядить, вооружить, обеспечить конным составом. Конечно, не все эти силы успели поучаствовать в боях кампании 1812 года и сражались уже в зарубежном походе русской армии. Но большинство – успело.

Именно благодаря этому сработал русский стратегический план. И пока русские войска, сохраняя костяк армии, отступали и выматывали в оборонительных боях противника, – соотношение сил постоянно менялось в нашу пользу. И когда на всех направлениях русские войска превзошли по численности противника, тогда и погнали Наполеона в центре, а его маршалов – на флангах.

То есть решающим «секретом» оказалось то, что Россия могла постоянно наращивать силы, имела военные запасы и военное производство, которых хватило на ту войну. И там никто не говорил о «небольшой профессиональной армии», о закупках основных вооружений за рубежом, и даже, о ужас, о реставрации икон на Кремле, как о средстве повышения обороноспособности страны.

Вот, собственно, и всё.