https://www.funkybird.ru/policymaker

«Рейган верил в Америку, но не в её миссию гегемона»

Бывший заместитель министра финансов США рассказывает об отношениях Рейгана с истеблишментом.

Что представляла собой команда Рейгана? Почему практически все ее видные представители сразу после завершения второго срока самого популярного президента США после Кеннеди остались по большей части не у дел и больше никогда не определяли политическую повестку в своей партии? Почему навсегда исчезли с политической сцены после 1988 года покойные Каспар Уайнбергер, Александр Хейг, Дон Риган, еще живой Фрэнк Карлуччи? Почему оказался не востребован дипломатический талант Джорджа Шульца? Почему многие видные деятели рейгановской администрации стали впоследствии отчаянными критиками внешней политики Соединенных Штатов?

В первую очередь сказанное относится к сегодняшнему нашему гостю, бывшему заместителю финансов США Полу Крейгу Робертсу, убежденному правому либертарианцу, одному из идеологов экономической политики рейгановской администрации. Будучи правым и даже радикально правым экономистом, Робертс охотно сотрудничает, в том числе, и с левыми американскими изданиями, с авторами которых его объединяет жесткое неприятие интервенционизма, характерного для обеих виднейших американских партий.

Terra America поставила перед Полом Крейгом Робертсом ряд вопросов, касающихся политики рейгановской администрации. Из развернутых ответов Робертса можно сделать вывод, что останься Рейган в Белом доме еще на несколько гипотетических лет или смени его действительно единомышленник, а не Буш-старший, то судьба мира могла быть совсем другой: СССР не пережил бы унизительного коллапса, США не стали бы на сторону мусульман и хорватов в югославском конфликте, американцам удалось бы более объективно решать палестинскую проблему.

Кто знает, не выдаем ли мы желаемое за действительное, думая именно так? Terra America обещает в течение месяца еще не раз вернуться к этой теме и всесторонне исследовать проблему рейгановской революции в Республиканской партии, ее взлета и ее временного отступления.

Западные СМИ, особенно у нас в США, не гнушаются как искажений, так и умышленной дезинформации. Частные интересы различных группировок и фракций во власти контролируют подачу информации, которая поступает массам только в переработанном сообразно их пожеланиям виде.

Удар по великой династии

Президент Джон Ф. Кеннеди правил страной всего тысячу дней.

Джеймс У. Дуглас в своей книге «ДжейЭфКей и то, о чем не говорят», да и многие другие исследователи, доказывают, что президента Кеннеди устранили ЦРУ и Пентагон, ибо он, по их мнению, был чересчур «мягкотел» в отношении коммунизма.

Кеннеди подорвал доверие к американской армии, разведке и госбезопасности, отвергнув «нортвудский проект», он также не поддержал вторжение на Кубу, целью которого была «смена режима», не говоря уже о превентивном атомном ударе по СССР. Закулисные переговоры с Хрущевым по урегулированию кубинского кризиса стали первым шагом к прекращению Холодной войны и выводу наших войск из Вьетнама, которое несомненно случилось бы в случае переизбрания Кеннеди.

Конец Холодной войны означал миллиардные потери для военно-промышленного комплекса США плюс ограничение влияния ЦРУ. Во избежание этого военные, плутократы и спецслужбы сочли удобным изобразить Кеннеди предателем, готовым продать Америку Советам.

Его брат Роберт, в ту пору генеральный прокурор, прекрасно понимал, что происходит. К тому же он был кандидатом в президенты с большими шансами на победу, и он наверняка не дал бы уйти от ответственности чиновникам, повинным в убийстве своего брата. Поэтому ликвидировали и его.

Третий брат Эдвард понял намек, и никогда не создавал проблем, памятуя о судьбе двух своих братьев.

Как видите, династия Кеннеди правила недолго.

Ошибка Голдуотера

Рональд Рейган был аутсайдер. Он не принадлежал к республиканскому истеблишменту. Когда он победил Буша-старшего, республиканская номенклатура «напряглась» не менее, чем в начале шестидесятых, когда заявил о себе Барри Голдуотер.

Голдуотер отказался дать проигравшему выдвиженцу истеблишмента Нельсону Рокфеллеру пост вице-президента, и тогда истеблишмент задавил Голдуотера, и он проиграл на всеобщих выборах.

Рейгану подсказали – не повторяй ошибку Голдуотера, и он без колебаний назначил своего побежденного соперника Джорджа Буша вице-президентом. Грамотно? Вот и я так считаю…

Таким образом, республиканский истеблишмент проник в администрацию Рейгана.

Выбор Нэнси

Рейган пришел из Калифорнии, где он служил губернатором, и у людей, которых он привел с собой, не было вашингтонского опыта.

К тому же его супруга Нэнси, киноактриса, встречала людей, что называется, «по одежке». С ее точки зрения люди Рейгана не смотрелись на фоне ухоженных и нарядных людей Буша.

Поскольку Нэнси заботил внешний вид, она решила, что люди Буша будут лучше выглядеть на пресс-конференциях. В результате, Джеймс Бейкер и Ричард Дармен стали главными людьми в Белом Доме. Что означало переход повестки дня под контроль Джорджа Буша и республиканского истеблишмента.

Зато с Рейганом было тесно связано министерство финансов.

Как президент Рейган был популярен. Он правил два срока, потому что за него голосовали работяги (тогда у нас еще были заводы), вопреки своим обычным демократическим симпатиям.

Сделка с истеблишментом

У Рейгана было две цели. Первая – остановить инфляцию и безработицу, а вторая – прекратить, подчеркиваю – прекратить, а не выиграть, Холодную войну.

Обе эти задачи он выполнил.

При этом и Уолл-Стрит, и истеблишмент вкупе с военными и спецслужбами всячески препятствовали Рейгану. Кто по невежеству, а кто из личных интересов.

Республиканский истеблишмент беспокоил тот факт, что аутсайдер Рейган отобрал у их кандидата президентство. Их также беспокоило то, что преемником Рейгана на этом посту может стать Джек Кемп, республиканец, пользовавшийся симпатией среди избирателей-демократов.

Рейган перенял у Кемпа экономические воззрения, и его политика в данной сфере работала весьма успешно. Республиканский истеблишмент решил, что восемь лет Рейгана и столько же Джека Кемпа будут означать конец их власти над Республиканской партией.

Для предотвращения такой развязки была разработана специальная стратегия. Представители истеблишмента будут помогать Рейгану, поскольку его успех гарантирует успех их человеку. А Рейган обязан своим успехом Бушу и Бейкеру в роли «модераторов» его политики.

У истеблишмента было гораздо больше союзников в масс-медиа, нежели у сторонников Рейгана, они сформировали мнение, будто успехи Рейгана были достигнуты благодаря обузданию его радикальных шагов. Иными словами, зарвавшегося жеребца вернули в стойло.

Не верить спекуляциям

Успех «рейганомики» был омрачен спекуляциями, будто это экономическое «шаманство», чреватое высокой инфляцией и коллапсом. На самом деле шаги Рейгана в этой сфере обернулись двадцатилетием экономического роста без каких – либо инфляционных жертв.

Попыткам Рейгана положить конец Холодной войне, объединив усилия с Горбачевым, активно противились ЦРУ, Пентагон и ВПК – то есть, структуры, заинтересованные в эскалации международной напряженности. Рейган сумел победить, благодаря сознательности Горбачева, и зачистке Белого Дома в период его второго срока, которую осуществил министр финансов Дон Риган, заняв пост главы администрации.

Люди Рейгана враждебно относились к, увы, характерным для американского мышления внешнеполитическим и экономическим предрассудкам. Они говорили, что застой и инфляция – это следствия неверной экономической политики, которые можно легко и быстро скорректировать и исправить. Это тоже едва ли отвечало интересам истеблишмента.

Люди Рейгана видели, какие тяготы переживает советская экономика, для которой было бы большим облегчением прекращение гонки вооружений. А тем временем ЦРУ через своих агентов в СМИ рисовала Горбачева «антихристом», который водит за нос престарелого президента.

Соратники Рейгана парировали эти удары, но сам он действительно был слишком стар, чтобы продолжать начатое.

После Рейгана

Чтобы приглушить влияние Рейгана, истеблишмент развязал кампанию в прессе. Часть электората отвернулась от Рейгана и его сторонников. Джордж Буш отслужил один бесславный срок, и его место занял Билл Клинтон. Он начал отстаивать гегемонию США военными средствами в Югославии.

Рейгана часто изображают «поджигателем войны» – Гренада, Никарагуа и т.д. Но в его понимании это не было агрессией гегемона, а скорее попыткой остановить «экспорт коммунизма», указав границу притязаниям Советов.

Рейган дал понять, что переговоры невозможны до тех пор, пока продолжается бессмысленная идеологическая экспансия. Уступки на этом фронте лишь усугубляют враждебность и нагнетают напряженность.

Рейган верил в Америку, но не в её миссию гегемона. Рейган верил в то, что рядовые люди заслуживают мирной и достойной жизни. Нынешнее руководство нашей страны (США) в это явно не верит.

Недавняя кампания республиканцев продемонстрировала, что все кандидаты, быть может, за исключением Рона Пола, норовили превзойти друг друга воинственными заявлениями. Самым воинственным оказался Ромни – он и выиграл дебаты.

Республиканцы утверждают, будто Обама скрытый мусульманин и марксист, и вообще не американец, не удосужившись объяснить, каким образом Уолл Стрит, ЦРУ и всемогущее израильское лобби допустили проникновение такого красавца в Овальный кабинет. Никто толком не объяснит, почему мусульманин Обама убивает такое количество своих единоверцев. При всей неприязни к нему, ни один республиканец не требует импичмента Обаме за казни без суда и следствия американских граждан. Пусть это будет громко сказано, но республиканцев с демократами объединяет беззаконие.

Рейган и неоконы

Главной ошибкой Рейгана было назначение на руководящие посты тесно связанных с Израилем неоконсерваторов.

Возможно, он делал это, не будучи досконально знаком с их программой. Ведь неоконы презентовали себя в а качестве антикоммунистов. Соответственно, Рейган видел в них силу, способную усадить Горбачева за стол переговоров.

Неоконсервативная программа стала ясна в конце девяностых, когда был обнародован «Проект за новый американский век».

Наших традиционных консерваторов в духе Рейгана вместе с республиканским истеблишментом буквально выперли из политики агенты Израиля. Этим подвигом недавно хвастался Уильям Кристол, сын одного из столпов неоконсерватизма, Ирвинга Кристола.

Что касается Буша старшего и его команды, то их постигла участь разрушителей Советского Союза. Возможно, их не проклинают, но и не благодарят…