https://www.funkybird.ru/policymaker

Россия превратилась в государство феодальных баронов

А верховная власть до сей поры верит в силу разводок и манипуляций

Базовыми проблемами российской власти являются неверие в институты и вера в разводки. У власти в стране находятся люди, которые реально верят, что демократия на Западе — это хитрый обман для простолюдинов, и что без обмана никак не прожить.

Например, власти объявляют прямые выборы губернаторов в российских регионах. Казалось бы, женщины могут кричать «ура!» и бросать в воздух множество чепчиков. Но для того, чтобы стать кандидатом, необходимо преодолеть т. н. муниципальный фильтр, собрав подписи депутатов местных советов. Итог: ». А это значит, что в большинстве регионов выборы превратятся в автоматическую процедуру: один кандидат от ЕР, пара-тройка пзарегистрировать претендента в губернаторы гарантированно может только «Единая Россияодставных (не исключено, что среди них будут и фиктивные оппозиционеры, какие-нибудь «хипстеры с айфонами из столицы») — и дело в шляпе. Кандидат от ЕР получит при такой системе 70%, а то и 80% голосов.

Проблема в том, что желание народа сменить ненавистных столоначальников от этого никуда не денется, а избранный таким способом губернатор будет не более легитимен, чем первые секретари обкомов КПСС в 1990 году.

Если бы власти реально хотели раскрутить гайки, можно было бы дать возможность формировать региональные правительства на базе парламентского большинства в местных законодательных собраниях. Т. е. партии по пропорциональной системе проводят в них своих кандидатов, затем заключают коалиционные соглашения, и возникает правительство. Такая система действует в большинстве стран Европы, и действует успешно.

Но для того, чтобы применить ее на практике, нужно верить в то, что сильные партии и крепкие парламентские институты действительно нужны стране. Наши же власти полагают, что любые выборы — разводка. А раз выборы — обман, нужно превратить их в торжественную процедуру «наделения полномочиями» нужного человека. Пусть гремят фанфары и люди голосуют на выборах за единственного кандидата.

Однажды в букинистическом магазине я набрел на брошюрку. Это было выступление кандидата в депутаты Верховного совета Вячеслава Михайловича Молотова перед избирателями Молотовского избирательного округа города Молотова. Почему-то я сразу догадался, кто победил на тех древних выборах.

Власть издевательски дала создать кучу оргкомитетов партий. Теперь они с трудом пытаются зарегистрироваться. Но поскольку реальной власти у региональных парламентов, куда партии будут выдвигать кандидатов, нет, возникнет ситуация 90-х годов, когда избирательный бюллетень представлял собой громадный список разного рода малоизвестных партий вроде партии автомобилистов.

Если бы правительства (хотя бы регионов) формировались на базе большинства в местных парламентах, количество партий быстро свелось бы к необходимому для любой цивилизованной страны минимуму. Была бы консервативная партия, либеральная партия, социалистическая партия, националистическая, «зеленые» — и, пожалуй, всё.

А согласно нынешней системе у избирателя в голове возникнет хаос. И над ним будут хохотать: «Вот она, ваша демократия! За это вы боролись!». Нет, не за это.

Современная Россия превратилась в государство, которым управляют феодальные бароны, каждый со своим двором. Причем позиции чиновников совсем не зависят от качества работы — только от того, кто к какому «двору» принадлежит и в силе ли покровительствующий «князь».

Например, один влиятельный и славный бюрократ высокого ранга был в прошлом году изгнан из Администрации Президента в правительство, на высокий, но ничего не значащий пост. Сразу рухнули карьеры всей его дворни. Например, один приближенный не попал в Государственную Думу. «Кинул», увидев слабину чиновника, губернатор.

Сегодня вышеупомянутый бюрократ снова на коне и более могуществен, чем прежде. Карьера всех его оруженосцев тоже на подъеме. Несостоявшийся депутат, например, командирован в Совет Федерации…

Сама по себе эта история мало что значит, если бы подобный порядок не соблюдался на всех уровнях. Неважно, каков эффект от действий политика, важно, чтобы покровитель похвалил. И тогда карьера обеспечена, что бы ни писала пресса или ни твердило общественное мнение.

А при дворах во все времена в чести были дураки, как настоящие, так и по должности — шуты, лакеи. В результате политический класс стремительно заполняется агрессивными идиотами, одновременно резко падает качество принятия политических решений.

Отсюда — поиски иностранных агентов под кроватью, посадки совершенно невиновных людей и прочая чепуха, которой занялась власть. Она думает, что этим кого-то пугает. И не понимает, что революции предотвращаются не с помощью запугивания лидеров оппозиции, а с помощью создания таких экономических и политических моделей, в которых людям комфортно жить.

В «час икс» не помогут никакие спецназы и «молодежные движения «Наши». Эти первые сбегут, сверкая пятками. Так всегда было в истории. Не помог царю Николаю II созданный сверху «Союз русского народа». Не помогла Горбачеву КПСС. Да и Путину в случае кризиса вряд ли будет толк от «Единой России».

Наследовавший Франко в 1975 году король Хуан Карлос быстро понял, что на фашистский режим надежды нет: он быстро рухнет и погребет незадачливого монарха под обломками. Король приложил все усилия для создания стабильной современной конституционной монархии, и оказался прав. Избиратели одобрили демократическую Конституцию Испании, а сам Хуан Карлос, чьи шансы сохранить корону всеми расценивались как низкие (он же был ставленником каудильо), счастливо царствует по сей день.

А почему? Потому что человек вовремя понял, что гарантией его власти могут быть сильные партии и демократические институты. И не стал манипулировать, вводить «королевские фильтры», плодить мелкие партии и водить народ за нос. Потому и уцелел.

А российские власти до сей поры верят в манипуляции и только манипуляции, что недавно подтвердил в своем известном выступлении Герман Греф. С такими умонастроениями в верхах страна может легко заехать в болото, да так, что никаким самосвалом не вытащишь.