https://www.funkybird.ru/policymaker

О перспективах ближневосточного урегулирования

Краткий визит В.В. Путина в Израиль, Палестину и Иорданию в конце июня 2012 года вновь убедительно показал, что Россия, сохраняющая добрые отношения как с Израилем, так и с палестинцами, является важнейшим фактором в усилиях по урегулированию Ближневосточного конфликта.

В Израиле нашему президенту был оказан подчеркнуто теплый прием, а глава палестинской автономии М. Аббас ясно высказался за проведение в Москве международной мирной конференции.

Сам В.В. Путин, резюмируя для журналистов свои впечатления от проведённых встреч, отметил, что «есть добрая воля и со стороны Израиля, и со стороны Палестины двигаться вперед. Я думаю, что мы можем быть свидетелями этого движения. Но было бы неправильно исключать все стороны из этого процесса, особенно Соединенные Штаты. Соединенные Штаты сейчас находятся на пороге выборов внутри страны, поэтому, я думаю, сейчас им не до Ближнего Востока, но делать какие-то существенные шаги, исключая прямое участие США, было бы, мне кажется, неправильным, потому что это всегда вызывает подозрения. Зачем, кому нужны здесь подозрения? Нужно набраться терпения и готовить следующий шаг. Он возможен».

С российской стороны в переговорах постоянно подчеркивалось, что условием продолжения палестино-израильского диалога является отказ от односторонних действий.

Такая конструктивная позиция Москвы говорит о том, что при наличии доброй воли сторон возможно добиться прогресса в урегулировании этого самого застарелого конфликта современности. Сегодня это становится делом не свободного выбора, а суровой необходимости. В связи с этим уместно напомнить о заявлении недавно избранного президента Египта М. Мурси, что он намерен добиваться пересмотра Кэмп-Дэвидского мирного договора с Израилем. Продолжающийся подъем политического ислама в арабском мире делает задачу решения арабо-израильского конфликта неотложной.

Необходимо обратить внимание на изменение подхода к этим вопросам в американской еврейской общине и в самом Израиле. Все большее число крупных деятелей американского еврейства понимают, что продолжение оккупации в течении более чем 40 лет территории 4 млн палестинцев является контрпродуктивным для государства, которое насчитывает менее 7 млн человек. Условия существования палестинцев в Израиле напоминает тюремное заключение: они лишены свободы передвижения и, по сути, не имеют гражданских, политических прав.

Как отмечал один из видных американских финансистов еврейского происхождения Стефан Роберт в своей статье в газете International Herald Tribune от 25 апреля, израильтяне и палестинцы более 60 лет обвиняют друг друга во всех смертных грехах, но сейчас пришло время искать реалистичные пути решения существующих проблем. Обе стороны должны признать, что урегулирование на базе создания двух государств отвечает их интересам, а неудача в достижении соглашения станет катастрофой и для той, и для другой сторон. Израильтяне должны осознать, что, освобождая палестинцев, они освобождают самих себя. Война и права человека — непримиримые враги, поэтому Израиль теряет моральный авторитет среди государств мира.

Создание палестинского государства оставит за Израилем 78% территории бывшей подмандатной Палестины. Палестинцы должны будут признать Израиль как еврейское государство, в основном отказавшись от права на возвращение. Но компромисс должен подразумевать передачу части Восточного Иерусалима под столицу Палестинского государства. Обе стороны должны согласиться на границы 1967 года с обменом территорий для того, чтобы уладить вопрос с израильскими поселениями, большинство из которых должно быть демонтировано.

Характерно, что в самом Израиле многие бывшие руководящие деятели государства выступают за то, чтобы правительство в одностороннем порядке прекратило строительство новых поселений и безотлагательно обнародовало план решения вопроса о переселении 100 тысяч поселенцев за общепризнанные границы. Логичным было бы, чтобы этот план вступил в силу только после подписания мирного договора, но он должен стать подспорьем поселенцам для этого шага. По проведенным в Израиле опросам, почти 30% поселенцев готовы вернуться в пределы границы до 1967 года при получении компенсации, и начало добровольной эвакуации на этой основе значительно снизило бы сложность и болезненность этой проблемы.

Именно с такими идеями активно вступает целый ряд известных израильских деятелей, например, Ами Авалон, бывший командующий израильским военно-морским флотом, а также Гилеад Шер, бывший начальник канцелярии израильского премьер-министра (с 1999 по 2001 год).

Как представляется, голоса трезвомыслящих политиков в самом Израиле и в диаспоре начинают звучать все увереннее, и это дает основание полагать, что в скором будущем может появиться, наконец, свет в конце тоннеля, и усилия в урегулировании арабо-израильского конфликта буду поставлены на твердые рельсы реального прогресса.