https://www.funkybird.ru/policymaker

Кыргызстан: два года после кровопролития

Воспоминания о случившимся крошечного народа Кыргызстана по-прежнему ощущаются в северных и южных провинциях страны, где весной-летом 2010 года произошли массовые убийства. Было несколько попыток национальных и международных комиссий найти причины конфликта между киргизами и узбеками, но ни одна из них не была в состоянии заполнить пробелы, которые остались без ответа для широкой общественности.

Несколько докладов международных организаций говорят об участия полиции Кыргызстана и военных в национальной розни со стороны толпы разгневанных группы этнических узбеков в городе Ош и Джалал-Абадской области. Киргизские чиновники придерживаться заявления Департамента государственной безопасности, который обвинил Исламское движение Узбекистана (ИДУ), Союз исламского джихада (СИД), талибов, экс-президента Бакиева, членов семьи и этнических узбекских политических деятелей в разжигании насилия.

Тем не менее, киргизские власти не представили достаточных доказательств в пользу вины ИДУ/СИД или роли талибов в конфликте, которые якобы ответственны за злодеяния. Бакиев, в то же время, находится вне досягаемости для Бишкека и вряд ли будет задержан в ближайшее время. Единственному близкому родственнику экс-президента Бакиева, его брату, удалось избежать тюремного заключения, бежав из медицинской клиники, куда он был перевезен из пенитенциарного заведения.

Так кто же будет козлом отпущения?

Правозащитные организации неоднократно выражали озабоченность по поводу практики применения пыток в тюрьмах, вопросов государственной безопасности в залах судебных заседаний (в частности, на юге страны) и вымогательств со стороны милиционеров. После насилия июня 2010 года имел место массовый исход узбекского населения из южных областей Кыргызстана за границу государства в такие страны как Россия и другие страны. По разным источникам величина оттока из Южного Кыргызстана составляет от 70 000 до 100 000 человек с 2010 года. Эксперты и аналитики сходятся во мнении, что подавляющее большинство ушедших это узбеки.

Общественное мнение на юге страны отражает официальную линию. Не секрет, что коалиция оппозиции, тогда возглавляемая бывшим дипломатом Розой Отунбаевой, предлагали высокие посты в новом правительстве республики лидерам узбекской диаспоры в обмен на поддержку на Юге, где база Бакиева угрожала избавиться от статуса Временного правительства. Один из тяжеловесов в политике южного Кыргызстана, лидер узбекской общины Кадыржан Батыров воспользовался возможностью после переговоров с Временными чиновниками, и получил тесное взаимодействие с Алмазбеком Атамбаевым (в настоящее время избранный президент Кыргызстана).

То, что было следующим, привело к катастрофическим событиям, которые превратили тысячи строений Узбекистана и бизнеса в руины с сотнями трупов на улицах двух южных городов. Ферганская долина стала критической точкой в июне 2010 года. Согласно одному сообщению, (в соавторстве и опубликованным Норвежским Хельсинкским комитетом – «Rights watchdog “Memorial”- Freedom House») Временное правительство назначенцев в Южной части страны осуществляло оборонительные мероприятия в Оше и Джалал-Абадской области после рассмотрения противоречивой информации, полученной от приграничных с Узбекистаном районов. Таким образом, очевидна дезинформация по поводу пересечения войск Узбекистана границы Кыргызстана, что вызвало панику в городе Ош. Более внимательно присмотревшись к данным обстоятельствам становится понятно что правительство Кыргызстана не очень активно стремилось нивелировать ужасные последствия.

Местные правозащитники и лидеры НПО сошлись во мнении, что атаки были спланированы. Этнический узбекский активист Азимжан Аскаров демонстрирует историю человека, который пытался представить противоположную сторону летописи событий для публики, но был приговорен к пожизненному заключению в Кыргызстане. Широко распространено мнение внутри страны и за рубежом, что уголовные обвинения против Аскарова были сфабрикованы, чтобы скрыть факты из районов, пострадавших от столкновений. Как сообщается, его документы, содержащие видеофайлы эскалации конфликта в Джалал-Абадской области, которые могли бы иметь драматическое влияние на общественную точку зрения по вопросам межэтнической напряженности. Правительство Кыргызстана засекретило дело Аскарова и до сих пор отказывается открыть их для общественности. Комитет по защите журналистов утверждает, что на запросы к г-же Отунбаевой и вновь избранному президенту Атамбаеву вмешаться в ситуацию с активистом, чиновники никак не отреагировали. Комитет по защите журналистов считает, что расследование Аскарова подвергло бы сомнению официальную версию событий, утвержденную правительством Кыргызстана.