https://www.funkybird.ru/policymaker

Великобритания мстит России за Сирию?

Задержка выдачи виз членам российской делегации на авиасалоне «Фарнборо» может иметь политическую подоплеку.

Между Россией и Великобританией разгорается новый скандал. На сей раз никто ничьих шпионов не поймал, никто никого не отравил, никто от правосудия под чужую юрисдикцию не сбежал. Казалось бы глупость — Великобритания до сих пор не выдала визы немалой части представителей российской делегации на авиасалоне в Фарнборо.

Сам авиасалон, на который Россия возлагает немалые надежды в плане перспектив подписания контрактов, стартует уже 9 июля, а представители «Рособоронэкспоррта», корпорации «Иркут» и «Вертолеты России» до сих пор не получили заветные визы. Речь при этом, как отмечают в беседах со СМИ представители дипломатических и военных кругов, не идет о какой-то корпоративной дискриминации. Некоторые представители вышеупомянутых организаций визы получить смогли, но закономерность все же есть — в числе отказников практически весь топ-менеджмент компаний.

Между тем, проблема обошла стороной «Объединенную двигателестроительную компании»: «Мы заранее озаботились получением виз, и на сегодняшний день уже, наверное, 95% людей их получили… О сложностях конкретно у коллег мы не слышали. Но просто надо понимать, что в Англии сейчас и Олимпиада, и концерт Мадонны, и так далее, и так далее. Это было прогнозируемо, поэтому мы заранее решали все эти вопросы, и у нас сейчас вроде бы все в порядке», — рассказала деловой газете «Взгляд» пресс-секретарь ОДК Анастасия Денисова. Также представители еще нескольких российских корпораций никаких препятствий при получении виз не имели, отмечает издание.

Сами британцы, если верить скупым сведениям, просочившимся в СМИ, предлагают все «недоразумения» списать на «безалаберность» ряда представителей компаний-участников, которые, дескать, слишком поздно озаботились визами. Надо сказать, что процедура получения британской визы к числу простых и без того не относится — Соединенное Королевство на этом поле действует строго. Однако нехорошие подозрения британских коллег в «политической игре» ждать себя не заставили.

Благо, среда для конспирологии явно благодатная. Российско-британские отношения безоблачными не назовешь никак — достаточно вспомнить шпионский скандал, уже многолетний отказ Лондона выдать российскому правосудию беглого олигарха Бориса Березовского, а также «дело Литвиненко», в рамках которой уже британская Фемида затребовала Лугового. Есть «стилистические расхождения» и в позициях по ближневосточным конфликтам — в частности, по Сирии. Ну и, конечно же, свежий тренд и тема для сплетен и домыслов — «Список Магнитского». Да, он пока еще не подписан Обамой, да и касается вроде как только США, да и при чем тут, казалось бы, авиаторы, но… законы конспирологического жанра не отрицают ничего вероятного.

Между тем, Россия на Фарнборо-2012 будет представлена и хорошо бы об этом не забыть и нам, увлекшись с головой визовыми скандалами. Кстати, «ассиметричная мера» уже предложена — мы готовы бойкотировать авиасалон «Фарнборо-2014», а кроме того, Минобороны никак не подпишет бумаги для пересылки самолетов для пилотажной группы «Русские витязи», что ставит под угрозу срыва анонсированное зрелищное шоу. Британцев такой вероятный поворот, на момент написания статьи, похоже, не смутил.

Скандальную ситуацию с невыдачей Британией виз солидной части российской делегации, собравшейся на авиасалон в Фарнборо, в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал главный редактор журнала «Национальная оборона», председатель Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации, полковник запаса Игорь Коротченко:

— В данном случае мы все-таки должны взять за основу заявление российского МИДа, который совершенно четко сказал, что эта проблема исходит со стороны Великобритании. Задержка выдачи виз членам российской делегации очень масштабная. По последним данным где-то порядка 30% сотрудников делегации так и не получили визы и не знают, когда их получат, учитывая, что группа вылетает на Салон 7-го июля, стало быть пятница 6-го июля — последний день, когда ими могут быть получены паспорта с визами. Но нужно же еще брать билеты, бронировать номера в гостиницах. Поэтому я думаю, что все-таки здесь эта проблема идет со стороны британских консульских служб и упрек нужно адресовать как раз им.

Я не думаю, что это напрямую связано с нашей позицией по Сирии. Просто Великобритания — это страна, которая излишне скрупулезно относится к гражданам России, подающим документы на визы для участия в подобных мероприятиях. Надо учитывать, что у нас бывали неоднократно осложнения двусторонних отношений из-за различного рода шпионских скандалов. Поэтому полагаю, что это даже не бюрократия, а заведомое усложнение процедуры проверки заявлений визитеров из России, особенно по категории бизнес-виз. То есть это даже не месть за Сирию, а скорее, на мой взгляд, позиция британской контрразведки. Именно на их уровне идет слишком тщательное «просеивание» российских списков на предмет поиска лиц, которые, с их точки зрения, могут представлять угрозу для безопасности Соединенного Королевства. Как мне кажется, именно здесь лежит причина.

Конечно, политика в конечном итоге управляет всем, в том числе и выдачей виз. Так что не следует и сирийскую версию окончательно сбрасывать со счетов. Тем более, что, как мы помним, именно в территориальных водах Великобритании был задержан корабль, перевозивший отремонтированные российские вертолеты в Сирию и корабль вынужден был вернуться назад. Так что политика тут, очевидно, присутствует.

Немалое число военных экспертов весьма пессимистически расценивают перспективы российской военной авиатехники на мировом рынке. Мол, наши самолеты никому толком не нужны и смысла присутствовать на всяких авиасалонах вроде как нет…

— Это не соответствует действительности совершенно! Тем более мы можем уверенно говорить об этом в год 100-летия Военно-воздушных сил России, которое мы будем отмечать уже совсем скоро, в августе. Празднование пройдет на высшем государственном уровне и такое повышенное внимание государства к ВВС диктуется даже не их славным прошлым, которое, безусловно, славное, а очень приличным состоянием этих сил сегодня. Если мы говорим о предприятиях, которые производят боевые самолеты, то в этом сегменте мы сегодня — один из лидеров по объемам продаж военной авиатехники за рубеж.

Фактически, начиная с 1992 года, за рубеж было поставлено на экспорт свыше пятисот боевых истребителей марки Су. Само по себе это является показателем того, что наша техника пользуется спросом на мировом рынке. Причем ее покупают не какие-то там отсталые страны, а как раз те государства, которые хотят иметь в своем составе новейшие ударные авиационные комплексы. Например, Индия: с ней сегодня реализуется контракт на постройку по лицензии ста сорока многофункциональных истребителей Су-30МКИ. Кроме того с Индией же подписано соглашение о совместном производстве двухсот пятидесяти истребителей 5-го поколения. Я могу сказать, что по цифрам на примере одной этой страны мы можем судить о том, какой сегодня существует спрос на российскую боевую авиатехнику.

При этом отмечу, что Индия — очень капризный покупатель, она действительно выбирает самое лучшее, что есть сегодня на рынке. Поэтому контракты, который были у нас с Китаем, с Индонезией, с Малайзией, с Вьетнамом и с рядом других государств на поставку боевых истребителей — все это говорит о том, что техника пользуется спросом, это устойчивый бренд на мировом рынке и в принципе мы рассчитываем на то, что эти позиции в течение ближайших двух лет мы точно не упустим.

Конечно, что касается других сегментов авиационного рынка — там ситуация разная. Например, очень хорошие перспективы сейчас открываются перед учебным боевым самолетом Як-130. Очень неплохие перспективы открываются для обновленного советского Ил-76, который мы начинаем производить уже в России как Ил-476. Это будет военно-транспортный самолет, так же пользующийся устойчивым спросом на мировом рынке. Очень большие ожидания связаны с началом воспроизводства грузового транспортного самолета тяжелого класса Ан-124 в Ульяновске. То есть в целом у нас позиции тут неплохие. В целом, надо отметить, что здесь есть и заслуги Конструкторского Бюро Сухого и лично Михаила Погосяна, как его руководителя. Он в свое время сделал очень много для прорыва России на такие хорошие позиции в мировом авиарынке.

И, кстати, в гражданском сегменте мы тоже пытаемся выйти на то, чтобы завоевать свою часть рынка гражданских самолетов. Тот же «Сухой SuperJet-100» претендует на определенную нишу в сегменте ближнемагистральных лайнеров. А проектируемый нынче корпорацией «Иркут» самолет МС-21 будет современным дальнемагистральным лайнером, который проектируется в том числе и с учетом западного опыта. Есть надежда на то, что и в гражданском сегменте мы свои позиции подтянем.