https://www.funkybird.ru/policymaker

Иран требует от России оружия

Тегеран подал иск на $4 млрд против Рособоронэкспорта за отказ от поставок зенитных комплексов С-300

Власти исламской республики в лице министерства обороны страны и компании The Aerospace Industries Organization подали в Третейский суд иск на сумму в 3,985 миллиарда долларов против Рособоронэкспорта. Поводом послужило то, что РФ в 2010 году, согласно указу тогдашнего президента Дмитрия Медведева, отказалась от поставок зенитных комплексов C-300 ПМУ-1 в Иран, тем самым расторгнув контракт, сообщают 5 июля «Известия». Российские власти аргументировали такое решение четвертой резолюцией СБ ООН в отношении Ирана, принятой 9 июня 2010 года. Она предусматривает запрет на экспорт бронетехники, боевых самолетов, вертолетов и кораблей в исламскую республику.

Согласно контракту, подписанному Москвой и Тегераном в 2007 году, Россия должна была поставить в Иран пять дивизионов ракет С-300 за 800 миллионов долларов. Однако, видимо, побоявшись испортить отношения с Западом, власти РФ решили расторгнуть договор, вернув исламской республике в качестве аванса 167 миллионов долларов. В ответ на это Тегеран посчитал нужным вспомнить абсолютно все неустойки по военным контрактам с Россией — так и вышла сумма почти в четыре миллиарда «американских рублей».

«Некоторые силы в Иране сочли такое поведение Москвы оскорблением. Особенно учитывая, что в тот момент было очередное обострение отношений с Израилем и США, и ракетные комплексы были Ирану необходимы», — приводит издание слова директора Центра изучения современного Ирана (ЦИСИ) Раджаба Сафарова.

Кроме того, по его словам, в настоящий момент у исламской республики есть еще одна проблема: многие истребители МиГ, которые в свое время были поставлены в Иран Россией, не могут подняться в воздух ввиду отсутствия запасных частей, которые должен был предоставить экспортер. Да и вообще, как отметил Сафаров, многие элементы иранской военной инфраструктуры создавались в расчете на российскую технику, которую Тегеран так и не получил.

Отсюда напрашивается вывод, что Ирану от России нужны не столько деньги, сколько возобновление поставок вооружения. С этой целью власти исламской республики и решили подать иск, ожидая, что российские производители, испугавшись потерять огромные деньги, обратятся к властям с просьбой разрешить им возобновить экспорт своей продукции в Иран.

По мнению большинства специалистов, Тегеран действует правильно. «Бизнес есть бизнес. Санкции Совбеза ООН не распространялись на системы С-300, являющиеся передвижными установками», — пояснил эксперт Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСИТ) Руслан Алиев. Как бы то ни было, дата рассмотрения иска пока не определена. Однако тот факт, что у Ирана есть все шансы получить неплохую сумму, если дело все-таки дойдет до суда, не вызывает сомнений. Но, как мы уже выяснили, вряд ли власти исламской республики добиваются именно этого.

Как утверждает руководитель Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко, Россия должна пересмотреть свою позицию относительно аннулирования контракта на поставки в Иран С-300. «Иран пресекал любые виды финансовой и другой помощи сепаратистам на Северном Кавказе, последовательно занимая позицию поддержки усилий Москвы по наведению конституционного порядка в регионе. Кроме того, по большинству международных проблем позиции Ирана и РФ практически полностью совпадают, либо близки», — приводит РИА «Новости» слова Коротченко, который подчеркнул, что, с учетом этого, представляется вполне логичным для Москвы пересмотреть принятые ранее решения для защиты своих собственных геополитических интересов в данном регионе.

По его словам, которые, кстати говоря, не расходятся со мнением большинства политологов, проблема ядерной программы Ирана, которая сейчас так активно используется США и Израилем для оказания давления на эту страну, носит искусственный характер. «Фактически Иран ведет речь о том, чтобы обладать атомными технологиями гражданского, а не военного назначения, поскольку понимает для себя все риски, если программа военного атома будет запущена», — пояснил Коротченко.

Действительно, с какой же целью США заняли такую принципиальную позицию по отношению к Ирану, в то время как у Израиля, который настроен не менее, а скорее даже более решительно, чем американцы, на вооружении находится порядка 200 ядерных боеголовок, что противоречит международному праву? Очевидно, что все происходящее является частью стратегии США, направленной на установление полного контроля над Ближним Востоком.

Ведь, если задуматься, даже при наличии ядерного оружия у Ирана, представляется маловероятным, что исламская республика будет использовать его иначе, чем в оборонительных целях. Даже удар по Израилю, которым нас так сильно пугают, невозможно осуществить, не уничтожив при этом соседнюю Палестину.

С этим согласен и Пол Пиллар, бывший старший аналитик ЦРУ, являвшийся офицером государственной разведывательной службы на Ближнем Востоке и Южной Азии с 2000 по 2005 годы. Он убежден, что исламская республика будет использовать ядерное оружие (если бы оно у нее было) исключительно для самообороны. По его мнению, Израиль и США, у которых такое вооружение точно есть, могут стать виновниками куда более худшего сценария.