https://www.funkybird.ru/policymaker

Закон об НКО: полемика продолжается

Депутаты и правозащитники обсудили в Москве поправки в закон о некоммерческих объединениях. Если они будут приняты, в России появится отдельный класс НКО — иностранные агенты. Так будут называть организации, которые ведут политическую деятельность и при этом финансируются из-за рубежа. Все свои материалы — результаты исследований, листовки и доклады — они должны будут помечать «иностранный агент». Это международная практика, но российские правозащитники выступают против таких нововведений.

Накануне рассмотрения в Госдуме поправки к закону о некоммерческих организациях обсуждаются на открытой трибуне. Здесь готовы слушать всех — и руководителей парламентских партий, и непримиримых оппозиционеров, лидеров протестного движения. Депутаты от «Единой России» предлагают внимательней присмотреться к структурам, получающим финансирование из за рубежа.

«Мы тщательно ознакомились с международным опытом и должны сказать, что фактически сегодня через данную инициативу мы предлагаем реализовать в России международные стандарты гражданского контроля», — отметила председатель комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.

Что такое «иностранные агенты» — понятие, которое может появиться, если поправки к закону вступят в силу. 219 тысяч некоммерческих организаций — столько работают сегодня на территории России. Авторы закона настаивают: государство должно знать — кто из них действует в интересах зарубежных стран.

«Два критерия должно быть, чтобы НКО попало под действие этого закона, — поясняет заместитель председателя комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ (фракция «Единая Россия» Александр Сидякин. — Оно будет числиться в отдельном реестре — если занимается политической деятельностью на территории страны и при этом получает финансирование из за рубежа».

Главный вопрос — что считать политической деятельностью. К этой формулировке претензий больше всего. Политические партии в России и сейчас не имеют права работать на иностранные деньги. Правозащитники настаивают: закон, в первую очередь, нанесет ущерб их деятельности.

«Неточный законопроект — это как оружие массового поражения, которое уничтожает все вокруг, — рассуждает председатель совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов. — Когда вы делаете законопроект, вы должны понять, кого вы хотите в этот законопроект упаковать. В данном случае ситуация такова, что этот законопроект распространяется на тысячи и тысячи организаций».

Не путать политический лоббизм с правозащитной деятельностью призывает старейшая российская правозащитница, глава Московской хельсинской группы Людмила Алексеева. «Московская хельсинская группа никогда ни при каких обстоятельствах — пусть они какие угодно законы создают наши странные парламентарии — никогда мозг не зарегестрируется как «агент иностранного влияния», — говорит она. — Мы все 36 лет нашей работы работали на благо наших российских граждан».

Уже 6 июля депутаты Государственной думы в первом чтении рассмотрят изменения в законе об НКО. Какие из выказанных здесь мнений будут учтены, станет ясно позже, когда будут готовы поправки к существующему тексту документа.

«Одни видят в этом законопроекта совершенствование и упорядочивание этой сферы деятельности, некоммерческих организаций, — считает председатель Государственной Думы РФ Сергей Нарышкин. — Другие считают это просто закручивание гаек. Для этого мы здесь сегодня и собрались, чтобы выслушать все точки зрения — как с одной, так и с другой стороны».

Инициаторы упорядочивания работы иностранных структур на территории России полагают, что этими мерами они смогут оградить россиян от влияния извне. Члены многочисленных НКО настаивают: существовать без иностранных денег большая часть таких организаций просто не сможет.