https://www.funkybird.ru/policymaker

Михаил Блинкин: какой я, на фиг, агент?!

В российский законодательный оборот возвращено памятное советское клише «иностранный агент». Ожидаемым и вполне вероятным последствием этой новации станет перенос экзотических норм, предусмотренных пока что только для НКО, еще и на физических лиц. Для этого потребуется принятие еще одного федерального закона – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности граждан Российской Федерации, выполняющих функции иностранного агента». Новый документ можно будет изготовить из аналога, уже предъявленного публике, посредством контекстной замены категории «НКО» на категорию «гражданин Российской Федерации». О легкости и скорости прохождения такого законопроекта через ГД и СФ даже говорить не приходится…

В итоге получится следующая конструкция.

Гражданином, выполняющим функции иностранного агента, будет признаваться любой гражданин, который «получает денежные средства и иное имущество из иностранных источников, и который участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации» (из законопроекта об НКО – иностранном агенте – прим.авт.).

Факт участия в политической деятельности определяется как «участие (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях».

Гражданин, выполняющий функции иностранного агента, обязан:

– «подать заявление о включении в реестр иностранных агентов»;

– «сопровождать издаваемые и (или) распространяемые им материалы, в том числе в средствах массовой информации и (или) с использованием сети «Интернет», указанием на то, что эти материалы изданы (распространены) иностранным агентом»;

– «информировать надлежащий федеральный орган об объеме денежных средств и иного имущества, получаемых из иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использовании иного имущества, об их фактическом расходовании или использовании»;

– и делать все прочее, что могут дополнительное потребовать от него контролирующие органы.

При этом злостное уклонение от выполнения обязанностей, определенных для иностранного агента, «наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок».

Давайте примерим эти новации, которые «показывают нам кое-что, и весьма существенное, из нашего неизбежного и недалекого будущего» (из В.И.Ленина – прим.авт.), к текущей деятельности любого серьезного и публично известного эксперта.

Такой гражданин, в силу своих профессиональных интересов и обязанностей, а также публичной известности, каждый божий день распространяет в печатных и электронных СМИ, а также в Интернете те или иные материалы, самым непосредственным образом «направленные на изменение государственной политики, а также на формирование общественного мнения в указанных целях». Тот факт, что в каждом конкретном случае речь идет о государственной бюджетной (налоговой, культурной, промышленной, транспортной…) политике, абсолютно несущественен: никаких оговорок по этому поводу в тексте закона об НКО — иностранных агентах нет; вряд ли они появится и в гипотетическом законе о гражданах, получающих аналогичное клеймо.

Одновременно – в силу тех же профессиональных и медийных обстоятельств – наш эксперт регулярным образом участвует в различных международных форумах и проектах, финансируемых за счет иностранных источников; соответственно, его поездки и выступления оплачиваются из государственных и корпоративных фондов, имеющих самое различное иностранное происхождение, как говорится «от Японии до Англии».

Более того, наш эксперт является, как правило, активным сторонником имплементации в отечественную практику лучшего зарубежного опыта. Соответственно, он содействует продвижению тех или иных институций, проектных решений и технологий, изобретенных и производимых «иностранными источниками». Тем самым, работая на своем профессиональном поприще в интересах России (своего региона, своей отрасли, родного города…), он с высокой вероятностью рискует попасть в число лиц, действующих в интересах тех самых «иностранных источников».

Бравый и патриотичный законодатель ставит нашего героя перед невеселым выбором: либо признать себя «иностранным агентом» и нацепить на пиджак соответствующий именной бейджик…

…либо отказаться от зарубежных контактов и, соответственно, попыток переноса лучших зарубежных практик на отечественную почву.

В иностранные агенты наш ученый муж заведомо не годится: «какой он на фиг танкист» (из песни группы «Жуки» — прим.авт.)! Так что первый сценарий сам собой отпадает.

Придется выбрать второй сценарий. Сидеть дома, в международные контакты не вступать и рассказывать молодым сотрудникам о том, что «иностранные источники» нам по определению враждебны («американка гадит!») и, к тому же, вполне бесполезны («подьячий Крякутной в Рязани взлетел на этом шаре вверх на целых полстолетья раньше французов – братьев Монгольфье» (из С.В. Михалкова – прим.авт.)). Как говорится, «жизнь стала лучше, жить стало веселее » (из И.В. Сталина – прим.авт.)…