https://www.funkybird.ru/policymaker

Проект «антирусской Украины» потерпел крах?

«Закон о языках» может стать первым шагом к воссоединению некогда единого народа.

Итак, Верховная рада Украины приняла Закон «Об основах государственной языковой политики». «За» проголосовали 248 из 450 депутатов. Предполагается, что согласно новому закону русский язык может приобрести статус регионального в 13 регионах Украины из 27.

Решение парламента воспринимается как победа русскоговорящей части Украины. На Украине по-русски говорят решительно все, за исключением западных областей, т. н. западенщины. Так что если закон будет подписан президентом Виктором Януковичем, в украинской языковой политике станет гораздо меньше лицемерия, когда все говорят по-русски, а вывески почему-то на украинском.

Новый закон уже вызвал громкий скандал в Киеве. Оппозиция во главе с Арсением Яценюком бьется в истерике. Председатель Верховной рады Владимир Литвин, отсутствовавший во время принятия законопроекта (срочно вызвали к президенту), отказывается его подписывать (подпись необходима, прежде чем документ будет представлен на одобрение главы государства). Бывший президент Виктор Ющенко предлагает оппозиционерам признать поражение и сложить депутатские мандаты…

Но почему языковой скандал такой громкий? Дело в том, что языковая проблема крайне остра для Украины. До революции существовал единый русский народ, у которого были три ветви – великороссы, малороссы и белорусы. Пришедшие к власти в 1917 году большевики начали колоть русских на части. Для этого была предпринята попытка украинизации малороссов. Иначе говоря, вместо русского языка стал навязываться украинский. Причем изготовлялся он на ходу из обрезков диалектов и слов, заимствованных из польского языка. Главный принцип был – чтобы слово как можно меньше походило на русское.

Все помнят детский стишок Бориса Заходера: «Кто-то против всяких правил в сказке буквы переставил. Переправил «кит» на «кот», «кот» на «кит» – наоборот». За невинным текстом скрывается политическое содержание. По-украински «кот» как раз и будет «кiт». А «переставили в сказке буквы» власти, заинтересованные в расколе единого народа.

Советская национальная политика оказалась в корне ошибочной, и после распада СССР верх на Украине взяли националисты в союзе с частью номенклатуры, которые сделали язык основным маркером «украинскости», точнее, антирусскости. Леонид Кучма удачно сформулировал национальную идею Украины тех лет, выпустив книгу под названием «Украина – не Россия». Из Украины пытались сделать «Нероссию», а точнее, Антироссию, геополитический противовес нашей стране. По аналогичной схеме действовали британские колонизаторы в Индии, разделив ее на Индийский союз и Пакистан, которые с тех пор 60 лет подряд враждуют, ослабляя друг друга. Чем больше вражды будет между Украиной и Россией, тем большее влияние на обе страны будут иметь внешние центры.

В карнавал пытались превратить даже русский язык. Например, устойчивую языковую норму «на Украине» по требованию украинских националистов пытались заменить на «в Украине» – на том основании, что в противном случае Россия предъявляет украинцам территориальные претензии. Дескать, все говорят: «в Германии», «в США», потому надо говорить и «в Украине». Хотя в древности говорили: «на Руси», «еду на Русь», а основатель украинской литературы Тарас Шевченко писал: «Как умру, похороните на Украйне милой…».

Официальные идеологи украинских националистов пытаются демонизировать русский народ, представляя его некими «москалями», возникшими от смешения невесть кого с «татарами». Надо отметить, что в данном случае идеология полностью заимствована у поляков, а утверждение об ужасности родства с татарами имеет корни в средневековом страхе перед Тартаром (одна из разновидностей ада у древних греков) и его населением. «Татары» в данном случае – не реально существующий и не вызывающий никакого ужаса народ, а «тартары», т. е. черти из ада с рогами и хвостами. И вот в родстве с такими жуткими мифологическими существами обвиняют русских… Впрочем, «незалежники» хотели бы украсть у русских даже имя. «Руськими» они считают себя. Впрочем, это также полностью соответствует польской традиции. Для поляка прежних времен «руськие» – это только украинцы да белорусы, т. е. народы, бывшие крепостными польских панов. А жители России – «россияне».

Для закрепления «незалежности» хорошо бы было организовать русско-украинскую войну. Но даже у президента Ющенко это не получилось, хотя нельзя сказать, что он не старался. Слишком многое связывает русских и украинцев, которые, если сбросить идеологические шоры, являются единым народом. Однако идеология – важная штука. Австрийцы говорят по-немецки, но немцами себя не считают. Также как и большинство швейцарцев, для 60% из которых немецкий язык – родной.

Так что проект антирусской и антироссийской независимой Украины мог бы и состояться, если бы не его тотальный экономический и политический крах. Выяснилось, что в Европе украинцев с распростертыми объятиями ждут разве что поляки, видящие в них своих вернувшихся рабов, наконец-то решивших перейти на «правильную» сторону и снова надеть на себя польское ярмо.

И украинцы начали понимать, что перегнули с незалежностью. К власти пришла Партия регионов, которая опирается на русскоговорящий юго-восток страны. Правда, экономическая политика Януковича не вполне удачна, и от него начали отворачиваться даже собственные сторонники. Поэтому языковой вопрос на Украине, кроме стратегического значения – сохранения связей с Россией и восстановления единства искусственно разделенного народа, – имеет еще и узкопрактическое значение. Придавая русскому языку статус регионального, Янукович тем самым консолидирует вокруг себя своих избирателей накануне предстоящих выборов в Верховную раду.

В отличие от России, где парламент имеет мало власти, на Украине Верховная рада крайне влиятельна и правит совместно с президентом. Важные решения без согласия депутатов принять нельзя. Потому сохранение большинства в Раде за Партией регионов является важной целью для украинского руководства. Вот почему Янукович намекает на возможность проведения досрочных выборов. Если они пройдут под лозунгом защиты закона о языке, подавляющее большинство среди русскоговорящих Партии регионов обеспечено.

При этом оппозиция по-прежнему будет расколота: ведь Янукович дает русскому языку статус регионального в полном соответствии с европейскими нормами. В тех областях, где русский язык не любят, он этого статуса не получит.

Короче говоря, придание русскому языку статус регионального – первый шаг к врачеванию раскола между русскими и украинцами, который был искусственно создан политиками в ХХ веке. Мы не знаем, будут ли наши народы вместе. Сближение – не менее болезненный процесс, чем разделение. Но все же хотелось бы думать, что мы никогда не будем воевать друг с другом на радость внешним врагам. Четких гарантий этого хотелось бы добиться уже сегодня. И культурное сближение на базе русского языка, общего для обоих народов, может быть тому гарантией.