https://www.funkybird.ru/policymaker

Новым партиям не нужны «лишние» люди

Корреспондент «МН» попыталась вступить во все новые партии и потерпела неудачу.

После принятия нового закона, упрощающего правила регистрации политических партий, в Минюст было подано 167 заявок. Регистрацию уже получили 23 новые партии. Корреспондент «МН» попыталась вступить в каждую из них и обнаружила, что большинство из них не слишком рады новым сторонникам, а некоторые их даже избегают.

Первой партией, в которую я попыталась вступить, был «Демократический выбор» Владимира Милова. На учредительном съезде, прошедшем 26 мая в отеле «Ренессанс», любой желающий мог заполнить заявление. Это стандартный бланк — там нужно подтвердить согласие с уставом и программой, указать свои паспортные данные. Спустя две недели после съезда на почту пришло приглашение в сообщество Google, где обсуждаются планы и новости партии. При желании можно было посетить учредительный съезд московского отделения, предварительно написав на почту самому Милову. Но желания почему-то не появилось.

Немногие партии провели открытые учредительные съезды. На некоторые из них я не смогла попасть, несмотря на мою настойчивость. Например, представители «Умной России», созданной членами движения «Наши», упорно бросали трубку после того, как я представилась журналистом. Экс-лидер «Наших» Никита Боровиков во время разговора со мной вообще сначала отрицал, что имеет какое-то отношение к партии, но не смог возразить против того, что он значится в документах Минюста как ее учредитель. На вопрос о том, как вступить в «Умную Россию», он попросил прислать информацию о себе на электронную почту. Никакого ответа, естественно, не последовало. Ничего не ответили на мое «резюме» и в Народной партии «За женщин России», хотя обещали перезвонить и назначить собеседование, чтобы посмотреть, «что я за человек».

Представители большинства партий вообще никак не отреагировали на письменные запросы и заявления о вступлении. В пяти партиях, в частности, Демократической партии России, «Гражданской силе», «Российском общенародном союзе» пообещали принять мое заявление попозже, через пару недель. «У нас идет оргработа. Принимать сейчас новых членов в Москве — не совсем то занятие, которое нам необходимо», — сказала мне представитель «Альянса зеленых — Народной партии» Ольга Карташова. Представитель «Новой России» электронным письмом сообщил, что «вступить в партию очень просто, нужно заявить свое согласие», но пока партия «на стадии становления» и со мной свяжутся, когда решат все оргвопросы.

Из 23 новых партий, получивших регистрацию, только у 11 есть свои интернет-сайты. И даже из них регулярно обновляются не все, например, на странице «Российского общенародного союза» новость от 15 июня появилась спустя две недели. А у Народной партии «За женщин России» последнее обновление посвящено победе Владимира Путина на президентских выборах (если вы собираетесь пройти по ссылке, обязательно включите звук). На сайтах только пяти партий есть контактные телефоны. Когда я позвонила по номеру, указанному на сайте Минюста в качестве контакта представителя Партии пенсионеров России, мне сказали, что это частная квартира и ни о партии, ни о ее лидере Николае Чеботареве здесь не слышали.

Адреса новых партий можно найти на сайте Минюста. У некоторых даже нет офиса: например, Партия социальных сетей находится в квартире на Матвеевской улице, а в квартире на соседней улице, Нежинской, располагается Народная партия России. Но у большинства офисы все-таки есть — пусть и маленькие, зато в центре. Офис Республиканской партии России представляет собой три комнаты в подвальном помещении у станции метро «Третьяковская», две из них завалены бумагами, а в одной находится круглый стол. На дверях до сих пор висят плакаты «стратегии НАХ-НАХ» с перечеркнутым портретом Путина, призывающие на выборах портить бюллетени: «Прокатим Путина на выборах», «Поставь крест на воровской вертикали». Моему намерению написать заявление представители партии не удивились и пообещали связаться со мной «в ближайшее время».

Российская экологическая партия «Зеленые» занимает пару комнат в доме на Большой Якиманке. Туда я пришла без предварительного звонка. Табличку у подъезда с «движения» на «партию» еще не поменяли. Двое сотрудников, представившиеся членами партии, моему приходу удивились. Но на мой вопрос, часто ли к ним приходят желающие вступить, ответили положительно. Пока я писала заявление, они пытались выяснить, какая проблема меня привела к ним: может, я живу в Капотне? После мне дали уже ставшее привычным обещание, что со мной свяжутся «в ближайшее время». Я жду.

«Если вам разрешили оставить заявление, это еще не значит, что вас примут в партию. Кому вы там нужны? — объяснил мне лидер Демократической партии России политтехнолог Андрей Богданов. — По новым правилам, в региональном отделении достаточно 3-4 человек — так проще принимать решения. «Лишние» члены никому не нужны».